Что такое общественная экологическая экспертиза и с чем ее едят? Давайте разбираться

20.07.2023

Общественная экологическая экспертиза (ОЭЭ) - один и последних бастионов, где общественность может держать оборону от экологически вредоносных проектов - и не на пальцах, а научно и документально. Но, как и любой инструмент, общественную экоэкспертизу нужно уметь применять правильно, не попадаясь в многочисленные ловушки, а с этим обычно бывают проблемы.

Вот почему «Гражданская инициатива против экопреступности» совместно с Движением 42 выпустили пособие «Общественная экологическая экспертиза. Практические рекомендации по организации и проведению», где пошагово расписали все этапы процедуры, ее особенности и подводные камни.

Когда разворачивается любая общественная кампания против очередного вредного проекта, первое, что приходит на ум людям - это как раз словосочетание «экологическая экспертиза» (обычно к этому добавляют: общественная, независимая, экспертная и т.п.), на которую народ уповает, как на манну небесную: вот придут не связанные с государством и бизнесом эксперты, как напишут свое разгромное заключение…

Но важно различать случаи, когда мы говорим об общественной экспертизе в обывательском смысле (понимая под этим все, что угодно – любой положенный на бумагу текст с экспертным мнением) и когда мы говорим об установленной законом процедуре. Во втором случае итогом является экспертное заключение, которое имеет равную юридическую силу с заключением государственной экологической экспертизы.

Соответственно, если два заключения - общественное и государственное – носят противоположный характер, то это, как минимум, означает, что заказчик намечаемой хозяйственной деятельности столкнется с серьезными проблемами при реализации своего проекта: любые его телодвижения в направлении начала работ всегда можно оспорить и заставить проходить процедуру с самого начала - а то и вовсе отказаться от проекта.

К счастью, до закона «Об экологической экспертизе» пока еще не слишком дотягивалась костлявая рука наших законодателей, и в числе случаев, для которых экспертиза должна проводиться обязательно остались объекты обращения с отходами (мусорные полигоны, МСЗ), объекты атомной индустрии, хозяйственная деятельность на особо охраняемых природных территориях и пр. – все, что всегда очень волнует людей, когда рядом с ними намечают реализовать что-то подобное.

Но для того, чтобы, используя инструмент общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), добиться такого результата, нужно с самого начала безупречно соблюдать установленную законом процедуру – и ровно об этом наше методическое пособие.

Так подробнейшим образом мы разобрали, кто и в каком порядке может инициировать ОЭЭ и в каких случаях власти могут отказать в регистрации ОЭЭ или оспорить ее легитимность. Важно помнить, что, например, проводить общественную экологическую экспертизу могут только общественные экологические объединения (организации), в уставе которых закреплено такое право.

Другой важный момент – не ошибиться со сроками проведения экспертизы. Закон устанавливает довольно серьезные рамки: проводить ОЭЭ можно либо до, либо одновременно с государственной экологической экспертизой (ГЭЭ).  Иными словами, уложиться надо во временной лаг, начинающийся с момента появления окончательной версии материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и заканчивающийся приказом об утверждении результатов ГЭЭ.

Однако в реальности дело обстоит даже еще серьезнее: нужно успеть с общественной экспертизой еще до того, как государственные эксперты завершат свою работу: они должны успеть рассмотреть заключение общественной экологической экспертизы и отразить сей факт и выводы коллег-общественников в своем собственном заключении.

Такой цейтнот требует недюжинных организаторских способностей: ведь надо заблаговременно найти подходящих экспертов (они должны обладать нужной квалификацией и это должно чем-то подтверждаться!), умудриться вовремя получить ровно такой же комплект документов, который направлен на ГЭЭ, успеть изучить материалы (бывает, что это несколько килограммов бумаги - безо всяких шуток) и подготовить научно и юридически обоснованное заключение.

Проблема еще и в том, что мы живем в России, где закон и практика его применения - две большие разницы. Даже при условии досконального соблюдения процедуры, еще не факт, что общественности не будут ставить палки в колеса, пользуясь различными реальными и выдуманными поводами и бюрократическими уловками.

Самый распространенный прием – просто не дать общественности документацию. Ну или дать, но не в полном объеме. Или дать в полном, но уже после завершения ГЭЭ.

Показательный пример - история с попыткой провести общественную экологическую экспертизу проекта мусоросжигательного завода под Казанью. Заказчик проекта отказался предоставить материалы – то ссылался на некие «неточности» в документах, делающие невозможным их предоставление, то на отсутствие дубликата. В итоге истребовать документы пришлось через суд.

А почему вообще скрывают документацию, волокитят ее предоставление? Да просто, чтобы общественная экспертиза не уложилась в жесткие временные рамки, за пределами которых  которых проводить ее (в юридическом смысле) уже невозможно, да и бессмысленно.

Известны и случаи, когда инициаторы скандальных проектов использовали подставные общественные организации, проводившие фейковые «экспертизы» - с единственной целью нарисовать положительное заключение, с которым, вкупе с таким же государственным, заказчик проекта потом бегает по судам и администрациям.

Но, как говорится, на каждую хитрую задницу найдется болт с резьбой, и в роли болта - наша методичка, которую мы постарались написать максимально доступным языком, избегая сложных бюрократических оборотов.

Оговоримся, что наш труд - своего рода «дорожная карта», а не панацея от всех бед и не истина в последней инстанции: подводных камней и непредвиденных ситуаций может быть гораздо больше, чем мы описали. Но тем лишь только более важной мы считаем проделанную работу: практика общественного участия в экологической экспертизе в нашей стране еще только нарабатывается, и мы рады, что внесли в этот процесс свои пять копеек.

Будем признательны за помощь в распространении пособия и за любую обратную связь – особенно, если наши рекомендации удастся опробовать на практике.


Титульная страница пособия (полная версия доступа тут)

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail