Конечная остановка – Лунная поляна

07.07.2023

В Краснодарском крае и Адыгее полным ходом идет строительство дороги к неофициальной резиденции Владимира Путина в урочище Лунная поляна, что под горой Фишт. Проект курируют ФСБ и ФСО, и реализуется он в лучших традициях спецопераций этих органов. Впрочем, не привлекать излишнее внимание к скандальной стройке у местных властей получается плохо. Кубанский губернатор старательно делает вид, что ничего не знает, а глава Адыгеи, напротив, хвалится участием республики в VIP-проекте.

Мы изучили подробности очередной VIP-стройки для Президента Путина, из-за которой России придется понести серьезные имиджевые потери, а природе будет нанесен невосполнимый вред.

История вопроса 

В конце 2002 года тогдашний министр природных ресурсов России Виталий Артюхов подписал приказ №789 «О создании комплексного научно-исследовательского и технологического центра в составе Кавказского государственного природного биосферного заповедника». Согласно этому документу в задачи «научного центра» вошло «обеспечение режимов охраны биосферного полигона, выполнение научно-исследовательских, технологических и эколого-просветительских работ, проведение экологического мониторинга, проведение экспериментальных работ по изучению продуктивности биоценозов Западного Кавказа и ряд других функций».

В приказе Артюхова значится пункт об «утверждении плана размещения Центра с учетом потребностей подразделений Федеральной службы охраны», что сразу же вызвало настороженность у общественных природоохранных организаций, заподозривших, что под видом «полигона научного центра» создается рекреационный комплекс для, скажем так, непростых людей.

Строительство «центра» началось в 2003 году без каких-либо разрешительных документов, а также при отсутствии положительного заключения государственной экологической экспертизы. К лету 2004 года был закончен фундамент объекта «Биосфера-1» и началось возведение общежития для обслуживающего персонала (объект «Биосфера-2»). 

К 2007 году резиденция и «общежитие» были практически закончены, начались интенсивные работы по прокладке горнолыжных трасс.  В частности, в пихтовом лесу, без каких-либо разрешительных документов, была прорублена просека для канатной дороги от входа в резиденцию к подъемнику.

Незаконную рубку случайно обнаружили сотрудники Курджипского лесхоза. По их заявлению УВД Майкопского района Адыгеи было возбуждено уголовное дело № 5070431, однако по указанию руководства Министерства внутренних дел  РФ дело истребовали из Адыгеи в Москву, где через некоторое время оно было закрыто.

В 2004 году, очевидно, для «легализации» стройки Управление делами Президента РФ инициировало процесс вывода урочища Лунная поляна из состава заповедника. С начала строительства объекта «Биосфера-1» от Кавказского заповедника потребовали «в максимально короткие сроки» передать в безвозмездное пользование оздоровительному комплексу «Дагомыс» земельный участок 40 га, с последующим его расширением под строительство 2-й очереди объекта. 

Управление делами Президента РФ, вероятно, уже не хотело вести незаконное строительство на землях, которыми распоряжается Министерство природных ресурсов России.

Земельный вопрос был решен таким путем: в 2005 году Минприроды России провело «уточнение» границ заповедника, в результате которого из состава особо охраняемой природной территории было изъято 105,7 га, причем границы участка, выпавшего из особо охраняемой природной территории, странным образом совпали с контурами земельного участка, необходимого для строительства «научного центра» «Биосфера».

Впрочем, до сентября 2006 года руководство Кавказского заповедника отказывалось согласовать землеустроительную документацию. В 2007 году  было обнародовано письмо управляющего делами Президента РФ Владимира Кожина министру природных ресурсов России Юрию Трутневу, в котором Кожин сообщает, что Управление делами Президента РФ «осуществляет общее руководство проектом строительства объекта «Полигон научного центра Биосфера», на западном склоне горы Фишт, имеющего особую важность» и жалуется на руководство Кавказского заповедника, которое, по словам Кожина, «под различными предлогами неоднократно уклонялось» от согласования землеустроительного дела.

В письме есть еще один примечательный момент: Владимир Кожин указывает, что заказчиком строительства «научного центра» выступает ОАО «НК «Роснефть»: именно за деньги этой компании было развернуто строительство, автомобильного подъезда к урочищу Лунная поляна (для этих целей поначалу применялись грузовые вертолеты).

Помимо 105,7 гектаров для размещения самого комплекса «Биосфера», «Роснефть» попросила у заповедника еще 400 га под строительство дороги к Лунной поляне. В результате долгих торгов у заповедника все-таки дополнительно изъяли еще порядка 100 га, и по постановлению главы администрации Майкопского района № 1641-з от 11.12.2007 г. земельный участок общей площадью более 200 га был передан в аренду ОАО «НК «Роснефть» на срок 49 лет.


Комплекс «Биосфера-2» (на деле - главный корпус резиденции Путина), 2013 г. 


Общий вид на «научный центр», 2013 г. 


Станция канатной дороги под скальной стенкой Фишта, 2013 г.

В 2007 году, опять же безо всякой разрешительной документации, началось строительство уже полноценной автомобильной дороги со стороны села Черниговское Апшеронского района Краснодарского края. В течение лета этого года была построена нижняя часть будущей трассы (она прошла по существовавшей прежде лесной дороге за пределами границ объекта «Западный Кавказ»), а также пробит 15-километровый коридор уже непосредственно на территории объекта «Западный Кавказ».

Справка

В 1999 году ряд особо охраняемых природных территорий Западного Кавказа вошли в состав одноименного объекта Всемирного природного наследия общей площадью 282,5 тыс. га. В состав объекта вошли Кавказский государственный природный биосферный заповедник с буферной зоной, природный парк «Большой Тхач», памятники природы «Хребет Буйный», «Верховья реки Цице» и «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».

В конце 2007 года Центр всемирного природного наследия направил на имя представителя России при ЮНЕСКО письмо, в котором выразил обеспокоенность ситуацией со строительством дороги и незаконными рубками леса на территории объекта наследия «Западный Кавказ», а в апреле 2008 года по инициативе «Экологической Вахты по Северо-Западному Кавказу» и Гринпис России, Центр всемирного наследия ЮНЕСКО организовал инспекторскую миссию для оценки угроз «Западному Кавказу» в результате строительства дороги на Лунную поляну.

Международные эксперты были шокированы тем, как лесорубы и дорожники изувечили девственные леса в верховьях реки Пшеха. Управление Росприроднадзора по Республике Адыгея было вынуждено в присутствии экспертов ЮНЕСКО вынести предписание подрядной организации о приостановке строительства дороги и рубок леса на территории республики (Предписание №533 от 23.04.2008г.). 

Тем не менее, работы продолжались вплоть до июня 2008 года, пока по распоряжению министра природных ресурсов Юрия Трутнева в Сочи не был подписан протокол, включающий пункт о прекращении работ в пределах объекта «Западный Кавказ». Дорожно-строительные работы были полностью остановлены. 

Однако, уже в 2011 году возник альтернативный вариант обеспечения комплекса «Биосфера» подъездной дорогой со стороны г. Сочи: администрация Кавказского заповедника объявила тендер на строительство асфальтовой дороги со стороны поселка Солох-Аул (Лазаревский район, г. Сочи) к кордону «Бабук-Аул». Официально проект был назван «Автодорожным маршрутом к метеорологической станции Кавказского заповедника». Около 10 километров этой дороги должны пройти непосредственно по территории Кавказского заповедника.   

К строительству приступили в начале 2013 года, и сопровождалось оно массовой вырубкой в долине реки Шахе самшита колхидского - кавказского реликта, занесенного в Красную книгу РФ. Экологи отмечают, что на всем протяжении дороги от села Солох-Аул до кордона «Бабук-Аул» строительная техника повсеместно нарушила почвенный покров и водотоки, из-за чего вода, стекающая со склонов, превратила реку Шахе - местообитание форелевых рыб и редчайшего атлантического лосося - в поток грязи.



Вот так по долине р. Шахе прокладывали «дорогу к метеостанции», 2013 г.

По состоянию на конец 2014 года дорога так и не была закончена из-за возникших проблем у подрядчика строительства, компании «ЮПК.Строй», в деятельности которой в 2013 году полиция и прокуратура нашли многочисленные нарушения. Кроме того, строящуюся дорогу несколько раз во время разливов подтапливала река Шахе, что также изрядно затянуло строительные работы.

Новый поворот

Главной причиной того, что все варианты дорог в сторону Лунной поляны были свернуты, стала Олимпиада в Сочи 2014 года. В первом случае (дорога со стороны с.Черниговское, «северный вариант») властям не очень хотелось нести накануне знакового события имиджевые потери, которые мог бы причинить Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО своим решением включить объект «Западный Кавказ» в список «Наследие под угрозой!».

Во втором случае («южный вариант») из-за неблагоприятного стечения обстоятельств работы слишком затянулись, и завершить большую стройку в 2013 году уже было некогда: на носу Игры, перед которыми надлежало зачистить город от гастарбайтеров и ликвидировать неудобства, связанные с незавершенными стройками.

И вот ровно через 10 лет после того, как было остановлено строительство дороги со стороны Черниговского, в 2018 году нежданно-негаданно на сайте Единой информационной системы в сфере закупок появились четыре тендера на проектирование различных этапов проекта «Автомобильная дорога с. Черниговское - пос. Дагомыс в Апшеронском районе».

Заказчиком строительства дороги выступило Министерство транспорта и дорожного строительства Краснодарского края.

Согласно описанию из конкурсной документации, трасса первого этапа должна пройти по существующей лесной дороге Черниговское - Отдалённый от села Черниговское до границы с Адыгеей: ровно этот участок был, как раз, и построен в конце 2000-х годов.

Далее дорога входит на территорию Адыгеи, и здесь кубанский проект заканчивается. Второй этап планируемой дороги начинается от Апшеронского водозабора в долине реки Серебрячка, после чего снова следует до пересечения с границей Адыгеи.

Третий этап проекта – ответвление от «основной» дороги (на Лунную поляну) к поселку Отдаленный. Этот участок трассы проложат по существующей лесной дороге Черниговское-Отдалённый. Именно он ясно показывает, что дорогу планируют построить в сторону Лунной поляны. Об этом свидетельствует и информация о земельном участке 23:02:1601005:92, выделенном в качестве полосы отвода под строительство 2-го этапа дороги, где прямо указано, что участок предназначен «Для строительства автомобильной дороги к полигону научного центра «Биосфера». 

Под четвертым этапом подразумевается строительство дорожно-эксплуатационной инфраструктуры. Одна часть этих объектов будет располагаться в селе Черниговское, другая - на трассе дороги в урочище Шумичка.


Все этапы планируемой дороги и ООПТ, через которые они пройдут

О, счастливчик

Скажем сразу, что строительство одной только краснодарской части дороги к «путинскому» лыжному комплексу – это вопрос не больших, а очень больших денег, которые, кстати, выделяются почему-то не из федерального бюджета.

Оплату «банкета» возложили на регион - т.е. на карманы жителей края.

О каких же суммах идет речь? Во-первых, нам удалось выяснить, что одни только проектные работы обошлись более, чем в 300 млн. руб. Тендеры на проектирование первого этапа выиграло ООО «Краснодаравтодорпроект», второго и третьего - ООО «ИнжПроектСтрой», четвертого - ООО «ЮгАвтодорПроект». Срок завершения проектирования по всем этапам - 30 июля 2019 года.

Основной куш, непосредственно дорожно-строительные работы, достались другой организации - ООО «Стройюгрегион».  Единственным учредителем этой компании является житель Новороссийска Карпенко Александр Николаевич.

Об этом человеке известно немного. Карпенко - член наблюдательного совета кубанского волейбольного клуба «Динамо», и, как сообщают местные СМИ, «помогает спортсменам».

Пишут также, что Александр Карпенко входит в некий пул дорожно-строительных деятелей (действует под крышей некоммерческой организации «Союз дорожников Кубани»), объединенных, в основном, как мы полагаем, «согласованным» участием в тендерах, которые пытаются позиционировать себя как «социально-ответственных» бизнесменов, лояльных губернатору Кондратьеву.

Так, в 2017 году «Союз дорожников Кубани» учредил «Фонд содействия строительству объектов социально-культурного значения «Моя Кубань», который взялся за строительство в Краснодаре филиала музея «Россия - моя история». 

По удивительному стечению обстоятельств, подряд на стройку достался все тому же ООО «Стройюгрегион» господина Карпенко.

Самый известный из текущих подрядов «Стройюгрегион» - строительство нового Яблоновского моста в Краснодаре. Компания выиграла тендеры на строительство первой (сумма контакта составила 523 млн. руб.) и второй  очереди моста (фирма предложила цену 3,4 млрд. рублей; в целом мост оценивается в 7,2 млрд. руб.).

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», на которую ссылается газета «Коммерсант. Краснодар», ООО «Стройюгрегион» - постоянный получатель крупных господрядов на Кубани и в Адыгее: компания ремонтировала Суворовский путепровод, трамвайные линии путепровода на улице Садовой в Краснодаре, возводила развязки в районе Тлюстенхабля и др.

Что касается стоимости дороги к Лунной поляне, то с помощью сервиса synapsenet.ru нам удалось выяснить, что начиная с сентября 2029 года ООО «Стройюгрегион» получило три подряда: на 646 млн. рублей (1 этап 2 очереди дороги), 1,62 млрд. рублей (2 этап 1 очереди дороги), 2,5 млрд. рублей и на 2,5 млрд. (3 этап 1 очереди) дороги.

Таким образом, ООО «Стройюгрегион» теперь отвечает за все этапы по прокладке первой очереди дороги и также уже взялось за начальный этап второй очереди.

Стоит ли сомневаться, что и следующие этапы большой стройки будут отданы именно «Стройюгрегиону»: похоже, что в Минтрансе Краснодарского края (или в структурах повыше) кто-то очень любит эту коммерческую организацию.

Эксперты и слепота  

Проблема для властей и подрядчика заключается в том, что строящаяся дорога частично проходит по существующей лесной дороге Черниговское – Отдалённый (по той ее части, что успели расширить и отгрейдировать в 2007-2008 годы). Часть первой и вся вторая очередь дороги проходят по территории природного заказника регионального значения «Черногорье» (в долине реки Серебрячка и на склонах горы Мессо).  

Для того чтобы заниматься стройкой в границах ООПТ, требовалось пройти государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ).

Задача по, скажем так, беспроблемному прохождению ГЭЭ была возложена на Министерство природных ресурсов Краснодарского края.

В конце декабря 2018 года этот проект был предоставлен на государственную экологическую экспертизу.  Заказчиком материалов оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) выступил региональный Минтранс.

Надо сказать, еще в 2017 году было принято новое Положение о заказнике «Черногорье», в соответствии с которым были уточнены границы, зонирование и охранный режим этой территории (Постановление губернатора Краснодарского края № 548 от 21.07.2017 г.).

В пункте 3.6.2. Положения сказано, что в т.н. «зоне интенсивного природопользования» допускается реконструкция и капитальный ремонт зданий, дорог, линейных объектов и т.п. при условии проведения природоохранных мероприятий. При этом к «зоне интенсивного природопользования» был отнесен коридор вдоль существующей дороги.

Т.е. видно, что к строительству дороги к Лунной поляне кубанские власти начали готовиться еще за несколько лет.

Первая проблема, однако, заключалась в том, что в вынесенной на ГЭЭ проектной документации значилось именно строительство дороги по проекту  «Автомобильная дорога Черниговское - Дагомыс в Апшеронском районе (2-й этап)», который, согласно описанию, предполагает виды работ, противоречащие режиму охраны заказника:

  • изыскательские и буровые работы (противоречат пунктам 3.1, 3.1.6 Положения о заказнике «Черногорье»);

  • сплошную вырубку деревьев, кустарников (противоречит пунктами 3.1, 3.1.8);

  • движение и стоянку механических транспортных средств (это прямо запрещено пунктами 3.1, 3.1.9);

  • земляные работы (противоречат пунктам 3.6, 3.6.1).

Т.е. «путинская» дорога ни сама по себе, ни последствия ее строительства, никак не вписываются в режим заказника «Черногорье» и, уж тем более, никак не являются «реконструкцией существующей дороги», поскольку речь идет именно о прокладке новой трассы на базе существующей гравийной дороги.

Другая проблема - уже не столько природоохранная, сколько хозяйственная, заключается в том, что «путинская» дорога запроектирована и расположена в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Апшеронского района в долине р. Серебрячка, конкретно через 2 и 3 зоны санитарной охраны (ЗСО) водозаборов.


Схема зон санитарной охраны Апшеронского водозабора, через которые прокладывается дорога

Санитарные нормы и правила (СанПиН 2.1.4.1110-02) прямо запрещают в пределах второго пояса ЗСО всякое иное использование водоемов и земельных участков, лесных угодий в пределах прибрежной полосы шириной не менее 500 м, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества воды источника водоснабжения.

Эти обстоятельства должны были послужить железобетонным основанием для вынесения отрицательного заключения ГЭЭ, однако, специально отобранных для столь «ответственного дела» экспертов поразила внезапная профессиональная «слепота», и они не увидели лежащих на поверхности обстоятельств.

14 марта 2019 было вынесено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации по строительству объекта «Автомобильная дорога с. Черниговское - пос. Дагомыс в Апшеронском районе (2 этап)» (Заключение №767) и в тот же день утверждено приказом министра Сергея Еремина (Приказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края № 5-ЭК от 14.03.2019 г.).


Интересно, что «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» в феврале 2019 подала в администрацию Апшеронского района заявление о регистрации общественной экологической экспертизы (ОЭЭ), которая по закону может проводиться до или одновременно с государственной.

ЭкоВахта направила запрос в Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края о предоставлении документации для проведения ОЭЭ (орган был обязан предоставить точно такой же комплект документов, как и на ГЭЭ).

Документация была в итоге предоставлена, но… уже после того, как завершилась государственная экспертиза. Запрос был направлен 14 февраля 2019 года, ответ с комплектом документов предоставлен 15 марта того же года, а, как мы видели выше, днем ранее уже было утверждено положительное заключение ГЭЭ.

В таких условиях проведение общественной экологической экспертизы стало невозможно юридически и бессмысленно с практической точки зрения.

ЭкоВахта обжаловала приказ министра Еремина и положительное заключение ГЭЭ в Арбитражном суде Краснодарского края (дело №А32-27661/2019; поддержку в организации судебных процессов оказала «Гражданская инициатива против экопреступности»), но проиграла во всех судебных инстанциях. Суды не усмотрели ничего плохого в том, что общественной организации сорвали проведение ОЭЭ, нарушили ее права, не учли в заключение государственной экспертизы факты и обстоятельства, исключающие возможность строительства дороги через заказник «Черногорье» и зоны санитарной охраны Апшеронского водозабора.

Отказы судов первой и апелляционной инстанции были оставлены в силе Верховным судом РФ. 

Кумпилов, заслуженный дорожник и ЮНЕСКО

С адыгейским отрезком дороги к Лунной поляне вообще получилась комедийная ситуация, а в роли главного комика-стендапера выступил глава республики Мурат Кумпилов.

Дело в том, что адыгейская часть «путинской» дороги официально строится как «противопожарная лесохозяйственная дорога» в квартале № 48 Цицинского участкового лесничества Майкопского лесничества (письмо Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам

Республики Адыгея №1762 от 18.04.2019г.).Такие дороги не подразумевают твердого покрытия полос отвода.

В 2018 году были проведены работы по расширению, подсыпке и грейдированию существовавшей в пределах квартала № 48 лесной дороги.

Однако, то, что получилось в итоге, не укладывается ни в какие представления о лесных пожарных дорогах: в лесу проскребли просеку, в которой легко умещается двухполосная дорога вместе с обочинами. Более того: часть этой «пожарной дороги» вообще проложена за пределами леса – по альпийской зоне, где за весь период наблюдения ни разу не случались никакие пожары.

Причина, по которой в Адыгее не последовали примеру коллег из Краснодарского края (просто внаглую не стали сразу сооружать к Лунной поляне асфальтированный автобан), очень проста - лесной квартал № 48 Цицинского участкового лесничества входит в памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», а тот, в свою очередь, входит в состав объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ».

Строить здесь такие объекты, как автодороги, невозможно - это нарушает международные обязательства России. Ничего лучшего, кроме назвать стройку «путинской» дороги «пожарным обустройством лесов» в Адыгее не придумали.



Впрочем, режим «операции прикрытия» не помешал руководителю республики Кумпилову проговориться в июле этого года, что в республике строится именно участок дороги Черниговское-Дагомыс. Чуть более 10 километров участка, признался журналистам Кумпилов, обойдутся в 1,94 млрд. рублей – часть этих средств предоставит федерация, часть вложит сама республика. 

РИА «Новости», которое процитировало слова Кумпилова, приводит и другие интересные подробности. Например, что уже «обследована территория, осуществлены земляные работы, устройство нижнего слоя основания дороги, монтаж железобетонных труб», при этом уже выполнено около 30% от плана.

Видимо, начальник Управление лесами Адыгеи Рашид Бельмехов просто не доложил своему боссу о том, что следует придерживаться «официальной» версии вместо того, чтобы хвалиться сверхдорогой и скандальной стройкой.

Занятно, что строительство в Цицинском участковом лесничестве именно «пожарной дороги», является официальной позицией правительства Адыгеи в рамках судебного процесса по иску «Экологической Вахты по Северному Кавказу», которая требует наложить запрет на дорожно-строительные работы в связи с тем, что для них не была проведена государственная экологическая экспертиза (судебный процесс в самом разгаре, судом назначена экспертиза «пожарной» дороги на предмет: является она капитальным объектом или нет). 

Стройкой адыгейского участка дороги к Лунной поляне занимается ООО «Дортранссервис» из Тахтамукая, владельцем и гендиректором которой является Аскер Гиссович Хабаху – личный друг Мурата Кумпилова. Как водится, дорожник Хабаху – большой меценат, к тому же обладатель медали «Слава Адыгеи», медали «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени, медали г. Краснодара «За заслуги» и других наград.

Похоже, что Кумпилов вместе со своим заслуженным другом-дорожником скоро спровоцируют международный скандал в связи с тем, что памятнику природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» уже нанесен экологический ущерб и еще больший в перспективе, когда приступят к следующим этапам строительства дороги.

Очевидно, что вопрос с очередным нарушением России обязательств по охране объекта «Западный Кавказ» (вкупе с невыполнением вынесенных ранее решений) не обойдется без внимания Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.



Вот такую «лесную пожарную дорогу» строят в памятнике природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», 2019 г.

Дураки и дорога

Строительство дороги Черниговское-Дагомыс – крупнейшая афера. Никакой сквозной дороги к Черноморскому побережью, о чем в 2018 году рассказывал губернатор Кубани Кондратьев, а теперь рассказывает глава Адыгеи Кумпилов – не будет.

Нас просто держат за дураков.

Лунная поляна станет конечной остановкой. Дорогу дотянут ровно до горнолыжного комплекса, маскируемого под научный центр «Биосфера», и остановят, пока не уляжется скандал с ЮНЕСКО, не удастся перекроить границы объекта «Западный Кавказ», а также решить проблему с Кавказским заповедником (ведь дальнейший этап  - от Лунной поляны до кордона «Бабук-Аул» придется тянуть вообще по территории заповедника, что невозможно по действующим законам).

Однако если дорогу и дотянут, куда планируют - до Дагомыса, то и в этом случае у простых смертных не получится прокатиться в горы с ветерком: участок выше Солох-Аула будет, скорее всего, закрыт для общего проезда.

Проблема даже в не том, что к горной «даче» Владимира Путина хотят сделать наземные подъездные пути (ибо обслуживать ее вертолетами накладно и не всегда безопасно: на Лунной поляне уже случались авиапроисшествия), а в том, что будет открыт своеобразный ящик Пандоры: если власти найдут способ построить дорогу по территории заповедника – например, переписав законодательство, это поставит под угрозу все российские заповедники.

Кавказскому же заповеднику в таких условиях вообще будет вынесен смертный приговор: ведь следом вспомнят о проектах транскавказских дорог к Черноморскому побережью, о которых говорят с начала 2000-х годов, когда всерьез рассматривалось несколько вариантов дорог из Ставропольского края и Карачаево-Черкесии в Сочи.


Варианты дорог к Черноморскому побережью, которые рассматривались с начала 2000-х годов

Кстати, в районе Красной Поляны уже ведется строительство одного из возможных участков дороги со стороны КЧР: тут тянут якобы «противопожарную дорогу» в истоки реки Мзымты, по направлению к озеру Кардывач (примерно по тому же сценарию, по которому в Адыгее дорожники орудуют в памятнике природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха»).

Прорежут ли дороги уникальные природные территории или большая часть таких планов так и останется на бумаге, зависит от нас, из чьих карманов вынимают миллиарды на ненужные ни нам, ни природе стройки.


Понравился материал? Поддержите нашу работу в области расследовательской экожурналистики. Качественная информационная деятельность - вещь затратная. Мы не получаем никакого финансирования от государства, не находимся на содержании у бизнес-структур. Единственный наш источник - добровольные пожертвования. Сделать донат можно через платежный сервис (перевод с карты) либо переводом в Яндекс-кошелек по номеру счета 4100115501585828.

Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин, Андрей Филимонов,

аналитическая группа "Гражданской инициативы против экопреступности"



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail