Не Одесса, так Тамань. На Кубани реанимируют проект по перевалке аммиака

26.09.2023

Компания «Уралхим» реанимирует остановленный 20 лет назад проект по перевалке аммиака на Черноморском побережье. Химический гигант планирует в максимально сжатые сроки - до конца 2023 года - запустить первую очередь портового терминала. Все происходит в такой спешке, что у инициаторов проекта даже не было времени подготовиться к общественным слушаниям: эта процедура прошла с такими нарушениями, что они стали предметом судебного разбирательства.

Пленные в обмен на прокачку

23 ноября 2022 года на прием к президенту Владимиру Путину пришел совладелец АО «ОХК «Уралхим» Дмитрий Мазепин. Предметом встречи стал экспорт российского аммиака через Одессу, с чем возникли большие проблемы после начала боевых действий в Украине.


Встреча Путина и Мазепина 23 ноября 2022 г. (источник: kremlin.ru)

Уже 24 февраля этого года - в первый же день устроенной российскими властями «специальной военной операции» - «дочка» «Уралхима», крупный мировой производитель аммиака ПАО «Тольяттиазот», остановила прокачку аммиака по трубопроводу Тольятти-Одесса под предлогом обеспечения безопасности.

Эту уникальную в своем роде трубу – самый протяженный аммиакопровод в мире (2400 километров, из которых 1400 км проложено по территории РФ; отправной точкой является завод в Тольятти, конечным пунктом - Одесский припортовый завод, оттуда аммиак загружается в танкеры) запустили еще в 1981 году и с тех пор было не так много случаев экстренной остановки прокачки.

Последний такой случай имел место в 2016 году, когда у «Тольяттиазота» и «Укрхимтрансаммиака», украинского оператора трубы, возникали разногласия относительно тарифов, и украинская сторона приостанавливала пропуск российского аммиака.

Очевидно, что, закручивая вентиль по своей инициативе, в «Уралхиме» надеялись на скорое завершение «военной спецоперации» и возобновление экспорта уже по договоренности с новыми властями Украины (возможно, даже на более выгодных условиях, чем прежде).

Но все пошло не так: «спецоперация», мягко выражаясь, затянулась, и в Тольятти уже были бы не прочь снова возобновить поставки аммиака, но тут уже встали в позу власти Украины. Президент Владимир Зеленский заявил, что даст разрешение на пропуск российского аммиака только при условии обмена военнопленными по схеме «всех на всех».

В Кремле идею назвали «неуместной» и быстро отвергли. Но пообещали подключить к решению вопроса ООН.

Дело в том, что через Одессу на мировой рынок ежегодно поступало до 2,5 млн. тонн аммиака – это значимый для глобального сельского хозяйства объем азотных удобрений, поэтому в международных структурах всерьез обеспокоились ростом цен на сельхозпродукцию и угрозой голода в беднейших странах.

Собственно, активизации давления на ООН по вопросу поставок аммиака и обсуждалась на встрече Путина и «уралхимовца» Мазепина. Однако на той же встрече прозвучала и другая новость – что «Уралхим» якобы уже строит «порт в Тамани для отгрузки аммиака». Притом, как заявил Дмитрий Мазепин, этот объект с объемом перевалки 5 млн. тонн жидкого аммиака (в два раза больше, чем в одесском порту «Южный») построят уже до конца 2023 года.

И действительно, в сентябре этого года «Тольяттиазот» совершенно неожиданно провел общественные слушания по материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) по объекту государственной экологической экспертизы «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн. тонн в год в морском порту Тамань».

Слушания закончились феерическим скандалом, который в итоге привел представителей ПАО «Тольяттиазот» в зал судебного заседания в качестве ответчиков по иску жителей Тамани.

Аммиачный долгострой

Прежде, чем мы рассмотрим предмет судебного спора и сам скандальный проект, неплохо бы посмотреть на само место, где Путин с Мазепиным хотят создать конкуренцию Одессе.

Речь идет о заброшенном уже 20 лет ржавом долгострое, где «Тольяттиазот» еще при прежних владельцах пытался запустить прокачку аммиака на экспорт.


Недостроенные наливные эстакады, которые возводились в 2000-е годы 

История со злополучным проектом, который оценивался в 300 млн. долларов, тянется с 2001 года. В 2001, 2003 и 2004 годах администрация Краснодарского края сдала «Тольяттиазоту» в аренду ряд земельных участков на 49 лет для строительства терминала по приему, хранению и перевалке аммиака.

В 2001 году администрация края в порядке исключения разрешила «Тольяттиазоту» начать строительство «с параллельным проектированием» (постановление главы администрации Краснодарского края № 957 от 18.01.2001 «О проектировании и строительстве ОАО «Тольяттиазот») - т.е. начинать стройку без проекта, экологической экспертизы и согласований заинтересованных ведомств, оформляя эти документы уже одновременно со строительством.

Как вскоре выяснилось, «эксклюзивные условия» стали для тольяттинских инвесторов медвежьей услугой. Уже в 2004 году на стройку стали наезжать различные проверяющие и обнаружили, что склад сыпучих материалов, башня радиосвязи, два верхних этажа зданий оперативных служб, два жилых дома и другие постройки были возведены самовольно.

При этом часть сооружений, как обнаружилось, вообще попала на чужие земельные участки.

В общей сложности контрольно-надзорные органы выявили 22 нарушения проектных решений и нормативных требований, включая отсутствие положительного заключения экологической экспертизы, права пользования недрами, разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и пр.

Более того, в ходе одной из проверок вообще обнаружилось, что строящаяся морская погрузочная эстакада якобы отклоняется в сторону на 30 градусов от ранее запланированного направления, а перед началом ее сооружения морская акватория не была обследована на наличие взрывоопасных предметов.

В том же 2004 году разрешение на строительство терминала было приостановлено. Еще несколько лет «Тольяттиазот» пытался заниматься самовольной стройкой, но со временем процесс окончательно заглох.

Губернатор Кубани Александр Ткачев открыто обвинял «Тольяттиазот» в нарушении экологических норм, создании угрозы для местного населения и требовал от компании и ее тогдашнего руководителя и совладельца Владимира Махлая «прекратить партизанщину».

Финальный бой «партизанщине» дала в 2014 году прокуратура Краснодарского края, которая признала все построенные объекты аммиачного терминала самостроем, возведенным без разрешительной документации. Началась череда судов.

В 2019 году Арбитражный суда Краснодарского края (дело № А32-20241/2014) обязал ПАО «Тольяттиазот» за свой счет снести административного-бытовой корпус, трансформаторную подстанцию, котельную, производственные бараки, очистные сооружения, а самое главное - две гидротехнические эстакады и железнодорожное полотно, по которому и предполагалось подвозить аммиак.

Тяжба длилась вплоть до августа 2021 года, когда проигравшему все инстанции «Тольяттиазоту» было отказано в передаче кассационной жалобы в Верховный суд РФ.

Интересно, что, инициируя конфликт с тольяттинскими инвесторами, кубанские власти даже не скрывали его подоплеку: у «Тольяттиазота» возник конфликт с другим игроком в перевалки экспертных грузов через Таманский полуостров - ЗАО «Таманьнефтегаз» (входит в холдинг «ОТЭКО» Мишеля Литвака).

«Таманьнефтегазу», которое по соседству с аммиачным терминалом занималось строительством нефтеналивного комплекса, не понравилось, что с ним не согласовали расположение «аммиачных» гидротехнических эстакад, которые могли помешать подходу танкеров к нефтеналивному причалу.


Хозяйствующие субъекты в порту «Тамань» (источник: bsamp.ru)

Администрация губернатора Ткачева безоговорочно встала на строну «Таманьнефтегаза» и взяла курс на полное выдавливание тольяттинцев с Таманского полуострова, который был продолжен и при новом губернаторе Вениамине Кондратьеве.

Из изгоя обратно в «стратегические партнеры»

Военные действия в Украине смешали все карты, и вот уже тот же губернатор Кондратьев, чья администрация лишь недавно выиграла суд с «Тольяттиазотом», подписывает в августе этого года с гендиректором этой компанией Анатолием Шаблинским соглашение о сотрудничестве.

Согласно этому документу компания обязуется построить до 2025 года перевалочный комплекс в порту «Тамань», в который должна вложить 40 млрд рублей.


Подписание соглашения с ПАО «Тольяттиазот» (источник: admkrai.krasnodar.ru

«Открытие терминала - это 500 новых рабочих мест в муниципалитете. Проект значим для экономики региона и Темрюкского района», - цитирует Кондратьева портал РБК.

Дальше события развиваются стремительно.

Уже 8 сентября этого года (не прошел и месяц после подписания соглашения) в районной газете «Тамань» появляется сообщение о том, что на 15 сентября 2022 года намечено проведение общественного обсуждения в форме общественных слушаний по объекту государственной экологической экспертизы «Строительство перевалочного комплекса аммиака и минеральных удобрений мощностью 5 млн. тонн в год в морском порту Тамань».

Организаторы слушаний не преминули воспользоваться преимуществами нового порядка проведения оценки воздействия на окружающую среду (действует с декабря 2020 года), который допускает проведение общественных обсуждений практически любым удобным для заказчика способом.

Слушания «по аммиаку» прошли в формате в формате видеоконференции, в которой (как заявляют организаторы) приняли участие примерно 100 местных жителей и экспертов, а в качестве площадки был выбран одни из российских аналогов сервиса Zoom. 

По словам Екатерины Чеботаревой, активистки группы «Чистая Тамань», участие в «слушаниях» больше походило на попытки смотреть постоянно прерывающуюся трансляцию с презентацией проекта, а попытки задать вопросы или получить ответное слово ни к чему не приводили: модераторы просто игнорировали соответствующие запросы от участников.

По тем материалам, что были озвучены представителями «Тольяттиазота» выходило, что перевалочный комплекс должны полностью ввести в строй к 2025 году. Строить предполагается тремя очередями (первая должна быть закончена уже в 2023 году).

Доставка жидкого аммиака из Тольятти на Тамань предусматривается железнодорожным цистернами грузоподъемностью до 43 тонн, разгрузка жидкого груза будет производиться на двух сливных эстакадах.

До отгрузки на танкеры аммиак, как объяснили разработчики проекта, должен храниться в изотермических цистернах. Перекачка на берег будет осуществляться по двум трубопроводам, а загрузка будет производиться через специальные наливные устройства (стендеры), обеспечивающие, как заявляется, «надежность, герметичность и безопасность налива».

Собственно, ничего нового в сравнении с остановленным проектом 20-летней давности нет: в «Тольяттиазоте» просто сдули пыль со старых материалов и выдали их за «современное высокотехнологичное решение».

Материалы, судя по всему, готовили в такой спешке, что не обратили внимания даже на то, что заявленный годовой объем перевалки аммиака (5 млн. тонн) не соответствует тому, что написано в материалах ОВОС – там идет речь про 2 млн. тонн.

Еще примечательно, что большинство построек и сооружений нового терминала совпадают своими характеристиками и расположением с долгостроем 20-летней давности, который, как мы уже знаем, признан «самоволкой» и должен быть снесен. 

В «Тольяттиазоте» так и не смогли объяснить, будут ли «узаконены» незаконные постройки и войдет ли «ржавый долгострой» в состав нового портового комплекса.

А самое главное - почему материалы ОВОС с оценкой воздействия перевалки 2 млн. тонн аммиака вдруг оказались выданы за оценку перевалки 5 млн. тонн: имела ли место техническая ошибка или это была попытка намеренной фальсификации материалов с тем, чтобы занизить реальный экологический ущерб?

Снова в суд

Недовольные слушаниями и вынесенными на них материалами, жители Тамани решили идти в суд.

В октябре в Темрюкский районный суд был подан коллективный иск (10 истцов) с требованием признать незаконным постановление администрации Темрюкского района о проведении общественных обсуждений, а также признать несостоявшимися сами обсуждения. 

Истцы настаивают, что местные власти и заказчики слушаний нарушили порядок проведения общественных обсуждений и требования к составу документации.

23 ноября состоялось первое заседание по «аммиачному делу», а 13 декабря должно быть вынесено решение. Уже на первом заседании у истцов возник конфликт с судьей Анастасией Воротынцевой, которая запретила ведение видеотрансляции из зала суда, за что ей был заявлен отвод (отводиться судья Воротынцева, впрочем, отказалась).



Представители ПАО «Тольяттиазот» в судебном заседании

В общем, процесс обещается быть интересным, учитывая, что на днях тот же Темрюкский райсуд отказал тем же истцам в аналогичном иске с оспариванием общественных слушаний по комплексу производства метанола, аммиака и карбамида группы компаний ОТЭКО – прямых конкурентов «Уралхима».

По-хорошему, в интересах «Тольяттиазота» и его «мамки» «Уралхима» признать допущенные ошибки, выправить материалы и провести повторные слушания. Но есть большие сомнения в том, что компания на это пойдет, учитывая царящие в ней панические настроения не фоне невозможности возобновить прокачку аммиака через Украину.

Если решение превратить Тамань во «вторую Одессу» будет все же реализовано, то экологические последствия даже сложно себе представить.

Если даже при прокачке в Одессу - по изолированной и хорошо защищенной трубе  - все равно случались аварии с выбросами аммиака (например, в 2015 году произошла разгерметизация аммиакопровода на территории Воронежской области, из-за чего потребовалось экстренно эвакуировать больше 700 местных жителей, а нескольких человек пришлось госпитализировать с тяжелыми отравлениями), то перевозка аммиака наземным транспортом и его перекачка на открытых эстакадах повлечет не только риски авариных ситуаций: утечки опасного химического продукта будут носить плановый и постоянный характер.

Будет ли «Тольяттиазот» готов отселять людей из зоны потенциального поражение аммиаком  и компенсировать людям убытки  - вопрос риторический. 

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail