25.07.2023
Два года назад мы попробовали посчитать, какой экологический ущерб может быть причинен при строительстве транспортного коридора через Волго-Ахтубинскую пойму. Тогда мы с удивлением обнаружили, что ожидаемые масштабы вырубки дубов и других деревьев превышают опасения местных активистов, защищающих пойму. К маю 2023 года строители расчистили лес примерно на трети общей протяженности маршрута коридора. Мы сравнили данные теоретических расчетов с результатами фактической рубки и тем, что отвечали чиновники.
Что не так с транспортным коридором?
Напомним суть дела. Волгоградскую агломерацию, к которой относится город Волжский и множество малых населенных пунктов, разделяют реки Волга и Ахтуба, между которыми располагается обширная пойменная низменность - Волго-Ахтубинская пойма: сложная система разнообразных водных объектов (рек, озер, ериков, проток, стариц и др.) и прилегающих к ним заливных лугов.
На возвышенных (гривистых) участках поймы расположены лесные насаждения: дубравы, тополевники, ивняки, вязовники. Наиболее необычным древесным видом в этой местности является дуб черешчатый. Необычным потому, что дубрав обычно не встретишь в местах с резко континентальным и засушливым климатом, где зимой гуляют морозные ветра, а летом дуют горячий суховеи.
Но за счет того, что в Волго-Ахтубинском междуречье, из-за рельефа и обилия воды, сложился особый микроклимат, дубы здесь чувствуют себя очень хорошо.
Волго-Ахтубинская пойма – это еще и местообитание разных животных, а также важный перевалочный пункт для миллионов мигрирующих птиц, летящих к местам зимовки и обратно по крупнейшему в Европе пролетному коридору вдоль Волги и Каспия.
В 2011 году благодаря поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (создан в 2000 году) стал первой в России региональной ООПТ, включенной в международную сеть биосферных резерватов программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».
Благодаря активной работе администрации природного парка, в пойме ежегодно проводятся субботники и различные просветительские мероприятия.
В 2018 году у местных властей родилась идея построить транспортный коридор между городами Волгоград и Волжский под тем предлогом, что одна из связывающих их дорог по дамбе Волжской ГЭС имеет ограниченную пропускную способность и к тому же изношена сама дамба, а вторая, пролегающая непосредственно по пойме, идет через населенные пункты.
Строительство новой связующей агломерацию дороги было запланировано еще в 1996 году (с тех пор реализованной частью проекта явились только два построенных моста - через р. Волгу и р. Ахтуба - сданы соответственно в 2009 в 2019 годах), и любые ее варианты в любом случае шли через Волго-Ахтубинское междуречье. Однако масштаб ущерба, причиненного бы природным ландшафтам и растительности (в особенности дубравам), сильно зависит от маршрута и конкретных проектных решений.
Мост через р. Ахтуба. На заднем плане г. Волжский
Изначально предполагалось, что соединяющая оба моста дорога пройдет от Волгограда по населенной зоне: через хутора Госпитомник, Бурковский, поселки Третий Решающий и Рыбачий, с выходом к реке Ахтуба и затем в город Волжский. При таком варианте большая часть трассы прошла бы по уже существующим дорожным коридорам.
Позднее общественность предлагала и другие компромиссные варианты.
Согласно одному из них, участок дороги должен был пройти по намеченному маршруту, но затем, поравнявшись с хутором Бурковский, уйти на северо-запад, обогнуть лесные насаждения и, сделав дугу, вернуться в намеченную конечную точку. Этот вариант сулил увеличение общей протяженности дороги и был отвергнуть властями.
Чиновников также не устроил и другой возможный маршрут: мимо поселка Третий Решающий, далее между поселками Бурковский и Госпитомник, а на границе с городом Краснослабодском дорога уходила бы севернее.
Большая часть этого варианта коридора проходила бы по уже существующей дороге, что, однако, опять же упирается в необходимость выкупа земель из частной собственности.
Однако в 2019 году все эти варианты были окончательно отвергнуты, а выбор был сделан в пользу наиболее экологически ущербного маршрута – с дальним обходом населенных пунктов с севера.
Это решение возмутило волгоградцев: в городе и области возникло движение в защиту волго-ахтубинских дубрав, своего пика протестная кампания достигла к 2021 году.
Подготовительные работы начались весной 2021 года: на съезде с моста через Ахтубу начали дорожную развязку, развернули топогеодезические изыскания в створе будущей трассы. В июле того же года начались работы по снятию плодородного слоя почвы для отсыпки дорожной «подушки» - защитники поймы пытались остановить бульдозеры.
Позднее был объявлен сбор подписей в защиту природной территории, но строительные работы это не остановило, несмотря даже на начатую природоохранной прокуратурой проверку.
В августе 2021 года в природном парке защитники поймы организовали летний палаточный лагерь, просуществовавший, однако, всего три дня. Главными посетителями лагеря стали правоохранители и государственные контролеры: участковые нескольких видов, природоохранные и пожарные инспектора и т.п. В итоге палатки были конфискованы сотрудниками полиции, лагерь был свернут.
К осени расчистка местности под дорогу уже велась очень активно: территория засыпалась песком, был пересыпан даже один из каналов, проходящих вдоль дубравы, что, как отмечала директор природного парка Наталья Лопанцева, может привести с снижению уровня грунтовых вод – весом высыпаемого на грунт инертного материала их «выдавливает» в реки и протоки.
Впрочем, вырубка продолжилась и осенью 2021 года. Общественности заявляли, что работы ведутся в строгом соответствии с проектом, а между тем застройщика регулярно привлекали к административной ответственности за различные нарушения.
Сколько деревьев уже вырублено и сколько еще планируется?
Весной 2021 года, еще до начала рубок, мы использовали геоинформационные инструменты, чтобы оценить масштаб рубок в створе трассы. Для этого первым делом нанесли на топооснову официально утвержденный вариант трассы – картографические данные взяли из из Приказа комитета архитектуры и градостротельства Волгоградской области от 16 января 2020 года №5-ОД, которым был утвержден проект планировки территории т.н. Третьего пускового комплекса мостового перехода через р. Волга.
Затем измерили площади пересечений дорожного коридора с участками лесных насаждений – так определили, что под сплошную рубку попадет более 67 гектаров дубрав и участков с насаждениями других древесных пород.
Далее пересчитали среднее количество деревьев на 1 гектаре в границах тех участков леса, через которые должна пройти трасса – получилось 215 деревьев.
Взяв указанную выше расчетную площадь сплошных рубок, мы определили, что под уничтожение попадет около 14,4 тыс. деревьев. Это практически вдвое больше, чем цифра, которая, например, озвучивалась в 2020 году в Общественной палате Волгоградской области - 8,5 тыс. деревьев - якобы именно столько старовозрастных дубов должно пойти под топор при прокладке трассы.
Предлагавшиеся тогда альтернативные маршруты сулили меньший ущерб: суммарно около 11,4 тыс. деревьев пошло бы под топор при строительстве дороги по «фиолетовому» варианту (в обход дубрав – см. схему) и лишь 6,9 тыс. деревьев пришлось бы срубить, если бы трасса прошла через населенные пункты.
Наши расчеты даже оказались несколько заниженными в сравнении с официальными данными. Вот что в конце 2021 года отвечал защитнику поймы Михаилу Соломонову Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области: по первому этапу работ на территории Среднеахтубинского лесничества был запланирован снос 17,3 тыс. деревьев и кустарников, из которых 2,8 тыс. – дубы разного возраста.
Михаил Соломонов на месте вырубки (фото: #ПоймаЖиви!)
К концу 2022 года были произведены работы по расчистке лесных насаждений, снятию плодородного слоя и подготовке дорожной подушки на участке между населенными пунктами Новенький и Третий Решающий.
Верными ли были наши оценки и данные чиновников по объемам рубок? Сравнив космические снимки разных лет, наложив по координатам проект строящейся дороги, мы рассчитали, что положенный участок пересек приблизительно 24 гектара древесно-кустарниковых насаждений.
Исходя из прошлых наших оценок среднего количества высокорослых деревьев на 1 га в той местности, получаем такой расчет:
24 га х 215 усл. живых деревьев = 5 160 условных пней.
Вид на рубку в Волго-Ахтубинской пойме из космоса
Таким образом, использованная нами методика показала примерно втрое меньшее количество вырубленных деревьев, чем то, что планировалось и заявлялось. Но не будем спешить радоваться. Есть одно «но»: когда мы определяли среднее количество деревьев на гектар площади, то считали большие старовозрастные деревья первого яруса: ведь по космоснимку невозможно посчитать то, что скрывается под пологом верхнего яруса леса.
Таким образом, полученные нами цифры можно применять только к деревьям-крупномерам, и в этом плане результат расчетов вполне может соответствовать тому, что было вырублено в реальности, за исключением молодых деревьев, подроста и кустарников.
Здесь бы самое время проверить расчеты непосредственно в «поле»: физически пересчитать пни на выборочных участках, где производилась сплошная рубка. Но проблема в том, что сделать это уже невозможно: на просеке давно все раскорчевано и даже произведена отсыпка дорожной подушки.
Единственный вариант хоть что-то разузнать в этом направлении - запросить в областном комитете Комитете природных ресурсов сведения о рубки, предоставленные самими строителями. По действующим правилам, лица, использующие леса для строительства линейных объектов, обязаны не позднее двух недель до завершения вырубки подать в уполномоченный орган информацию об объеме и породному составу вырубаемой древесины.
Очень было бы интересно взглянуть на подобные документы.
Кстати, а сколько деревьев планируется вырубить в рамках второго этапа работ – на участке от Волгоградского моста («танцующий мост») до поворота на хутор Лебяжья Поляна (это примерно 2/3 всей протяженности транспортного перехода)?
Согласно все тому же письму из Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, на этой дистанции должно быть вырублено 14,1 тыс. деревьев, из которых 4,2 тыс. – дубы.
И кстати, ровно столько было в документации аукциона, объявленного Комитетом транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области для выбора подрядчика по строительству объекта «Второй, третий и четвертый пусковой комплекс мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде. Третий пусковой комплекс». 2.1 Этап», на который местные СМИ обратили внимание в конце 2022 года.
Согласно документам конкурса, подрядчик должен снести в общей сложности 14 тыс. деревьев, в том числе больше 4,2 дубов, около 2,2 тыс. тыс. осин, почти 2 тыс. тополей и столько же вязов, 470 акаций, а также деревьев ивы, сосны, груши и яблони.
Мы не исключаем, что в конкурсных документах специально указаны завышенные объемы работ - так часто делается ради завышения стоимости услуг подрядчика. По факту вырублено может быть меньше, чем то количество деревьев, за которое исполнитель получит деньги.
Но коррупционный мухлеж в данном случае - еще полбеды. Хуже, если вырубят столько, сколько заявлено, но при этом выйдут за пределы отведенного коридора. Освобожденные от растительности таким способом участки могут быть впоследствии выведены из лесного фонда и уйти под коммерческую застройку.
Активисты пишут фамилии чиновников на пнях (фото: #ПоймаЖиви!)
Установить, имеют ли место признаки мухлежа можно лишь одним способом - пересчитать количество деревьев и определить породный состав на 1 га в пределах той дистанции дорожного коридора, где еще не производились рубки (для верности сделать такой пересчет можно на нескольких площадках).
И если обнаружатся существенные расхождения с официальными данными, то необходимо требовать пересчета деревьев и отмены не только результатов аукциона, но и всех разрешительный документов по второму этапу.
«В соответствии с проектом», но с признаками преступления
Интересно, что хотя все это время волгоградские власти продолжали твердить, что работы ведутся «в с соответствии с проектом», в феврале 2023 года, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил начать проверку по факту незаконных рубок и уничтожения краснокнижных видов при строительных работах.
13 марта СУ СКР по Волгоградской области дело возбудил, но всего два дня спустя постановление следователя СК было отменено прокурором Среднеахтубинского района «в связи с допущенными нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства».
В апреле СУ СКР по Волгоградской области снова возбудил дело (видимо, устранив выявленные прокурором недоработки), но в начале мая прокурор Волгоградской области Денис Костенко снова отменил соответствующее постановление.
Даже если дело возобновят снова, оно вряд ли имеет какую-либо серьезную перспективу, поскольку доказательной базы, о чем мы рассказывали выше, уже практически нет.
Единственное, на чем сейчас имеется смысл сконцентрироваться - на защите, еще не вырубленного леса и на расследовании возможного служебного подлога при оценке числа породного составе отведенных в рубку деревьев.
Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.