Коридором по дубам-2. Сколько деревьев вырублено между Волгой и Ахтубой?

25.07.2023

Два года назад мы попробовали посчитать, какой экологический ущерб может быть причинен при строительстве транспортного коридора через Волго-Ахтубинскую пойму. Тогда мы с удивлением обнаружили, что ожидаемые масштабы вырубки дубов и других деревьев превышают опасения местных активистов, защищающих пойму. К маю 2023 года строители расчистили лес примерно на трети общей протяженности маршрута коридора. Мы сравнили данные теоретических расчетов с результатами фактической рубки и тем, что отвечали чиновники.

Что не так с транспортным коридором?

Напомним суть дела. Волгоградскую агломерацию, к которой относится город Волжский и множество малых населенных пунктов, разделяют реки Волга и Ахтуба, между которыми располагается обширная пойменная низменность - Волго-Ахтубинская пойма: сложная система разнообразных водных объектов (рек, озер, ериков, проток, стариц и др.) и прилегающих к ним заливных лугов.

На возвышенных (гривистых) участках поймы расположены лесные насаждения: дубравы, тополевники, ивняки, вязовники. Наиболее необычным древесным видом в этой местности является дуб черешчатый. Необычным потому, что дубрав обычно не встретишь в местах с резко континентальным и засушливым климатом, где зимой гуляют морозные ветра, а летом дуют горячий суховеи.

Но за счет того, что в Волго-Ахтубинском междуречье, из-за рельефа и обилия воды, сложился особый микроклимат, дубы здесь чувствуют себя очень хорошо.

Волго-Ахтубинская пойма – это еще и местообитание разных животных, а также важный перевалочный пункт для миллионов мигрирующих птиц, летящих к местам зимовки и обратно по крупнейшему в Европе пролетному коридору вдоль Волги и Каспия.

В 2011 году благодаря поддержке Программы развития ООН (ПРООН) и Глобального экологического фонда (ГЭФ) в рамках проекта «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» (создан в 2000 году) стал первой в России региональной ООПТ, включенной в международную сеть биосферных резерватов программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера».

Благодаря активной работе администрации природного парка, в пойме ежегодно проводятся субботники и различные просветительские мероприятия.

В 2018 году у местных властей родилась идея построить транспортный коридор между городами Волгоград и Волжский под тем предлогом, что одна из связывающих их дорог по дамбе Волжской ГЭС имеет ограниченную пропускную способность и к тому же изношена сама дамба, а вторая, пролегающая непосредственно по пойме, идет через населенные пункты.

Строительство новой связующей агломерацию дороги было запланировано еще в 1996 году (с тех пор реализованной частью проекта явились только два построенных моста - через р. Волгу и р. Ахтуба - сданы соответственно в 2009 в 2019 годах), и любые ее варианты в любом случае шли через Волго-Ахтубинское междуречье. Однако масштаб ущерба, причиненного бы природным ландшафтам и растительности (в особенности дубравам), сильно зависит от маршрута и конкретных проектных решений.


Мост через р. Ахтуба. На заднем плане г. Волжский

Изначально предполагалось, что соединяющая оба моста дорога пройдет от Волгограда по населенной зоне: через хутора Госпитомник, Бурковский, поселки Третий Решающий и Рыбачий, с выходом к реке Ахтуба и затем в город Волжский. При таком варианте большая часть трассы прошла бы по уже существующим дорожным коридорам.

Позднее общественность предлагала и другие компромиссные варианты.

Согласно одному из них, участок дороги должен был пройти по намеченному маршруту, но затем, поравнявшись с хутором Бурковский, уйти на северо-запад, обогнуть лесные насаждения и, сделав дугу, вернуться в намеченную конечную точку. Этот вариант сулил увеличение общей протяженности дороги и был отвергнуть властями.

Чиновников также не устроил и другой возможный маршрут: мимо поселка Третий Решающий, далее между поселками Бурковский и Госпитомник, а на границе с городом Краснослабодском дорога уходила бы севернее.

Большая часть этого варианта коридора проходила бы по уже существующей дороге, что, однако, опять же упирается в необходимость выкупа земель из частной собственности.

Однако в 2019 году все эти варианты были окончательно отвергнуты, а выбор был сделан в пользу наиболее экологически ущербного маршрута – с дальним обходом населенных пунктов с севера.

Это решение возмутило волгоградцев: в городе и области возникло движение в защиту волго-ахтубинских дубрав, своего пика протестная кампания достигла к 2021 году.

Подготовительные работы начались весной 2021 года: на съезде с моста через Ахтубу начали дорожную развязку, развернули топогеодезические изыскания в створе будущей трассы.  В июле того же  года начались работы по снятию плодородного слоя почвы для отсыпки дорожной «подушки» - защитники поймы пытались остановить бульдозеры.

Позднее был объявлен сбор подписей в защиту природной территории, но строительные работы это не остановило, несмотря даже на начатую природоохранной прокуратурой проверку.

В августе 2021 года в природном парке защитники поймы организовали летний палаточный лагерь, просуществовавший, однако, всего три дня. Главными посетителями лагеря стали правоохранители и государственные контролеры: участковые нескольких видов, природоохранные и пожарные инспектора и т.п. В итоге палатки были конфискованы сотрудниками полиции, лагерь был свернут.

К осени расчистка местности под дорогу уже велась очень активно: территория засыпалась песком, был пересыпан даже один из каналов, проходящих вдоль дубравы, что, как отмечала директор природного парка Наталья Лопанцева, может привести с снижению уровня грунтовых вод – весом высыпаемого на грунт инертного материала их «выдавливает» в реки и протоки.

Впрочем, вырубка продолжилась и осенью 2021 года. Общественности заявляли, что работы ведутся в строгом соответствии с проектом, а между тем застройщика регулярно привлекали к административной ответственности за различные нарушения.

Сколько деревьев уже вырублено и сколько еще планируется?

Весной 2021 года, еще до начала рубок, мы использовали геоинформационные инструменты, чтобы оценить масштаб рубок в створе трассы. Для этого  первым делом нанесли на топооснову официально утвержденный вариант трассы – картографические данные взяли из из Приказа комитета архитектуры и градостротельства Волгоградской области от 16 января 2020 года №5-ОД, которым был утвержден проект планировки территории т.н. Третьего пускового комплекса мостового перехода через р. Волга.

Затем измерили площади пересечений дорожного коридора с участками лесных насаждений – так определили, что под сплошную рубку попадет более 67 гектаров дубрав и участков с насаждениями других древесных пород.

Далее пересчитали среднее количество деревьев на 1 гектаре в границах тех участков леса, через которые должна пройти трасса – получилось 215 деревьев.

Взяв указанную выше расчетную площадь сплошных рубок, мы определили, что под уничтожение попадет около 14,4 тыс. деревьев. Это практически вдвое больше, чем цифра, которая, например, озвучивалась в 2020 году в Общественной палате Волгоградской области -  8,5 тыс. деревьев - якобы именно столько старовозрастных дубов должно пойти под топор при прокладке трассы.

Предлагавшиеся тогда альтернативные маршруты сулили меньший ущерб: суммарно около 11,4 тыс. деревьев пошло бы под топор при строительстве дороги по «фиолетовому» варианту (в обход дубрав – см. схему) и лишь 6,9 тыс. деревьев пришлось бы срубить, если бы трасса прошла через населенные пункты.

Наши расчеты даже оказались несколько заниженными в сравнении с официальными данными. Вот что в конце 2021 года отвечал защитнику поймы Михаилу Соломонову Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области: по первому этапу работ на территории Среднеахтубинского лесничества был запланирован снос 17,3 тыс. деревьев и кустарников, из которых 2,8 тыс. – дубы разного возраста.


Михаил Соломонов на месте вырубки (фото: #ПоймаЖиви!

К концу 2022 года были произведены работы по расчистке лесных насаждений, снятию плодородного слоя и подготовке дорожной подушки на участке между населенными пунктами Новенький и Третий Решающий.

Верными ли были наши оценки и данные чиновников по объемам рубок?  Сравнив космические снимки разных лет, наложив по координатам проект строящейся дороги, мы рассчитали, что положенный участок пересек приблизительно 24 гектара древесно-кустарниковых насаждений.

Исходя из прошлых наших оценок среднего количества высокорослых деревьев на 1 га в той местности, получаем такой расчет:

 24 га х 215 усл. живых деревьев = 5 160 условных пней.


Вид на рубку в Волго-Ахтубинской пойме из космоса

Таким образом, использованная нами методика показала примерно втрое меньшее количество вырубленных деревьев, чем то, что планировалось и заявлялось. Но не будем спешить радоваться. Есть одно «но»: когда мы определяли среднее количество деревьев на гектар площади, то считали большие старовозрастные деревья первого яруса: ведь по космоснимку невозможно посчитать то, что скрывается под пологом верхнего яруса леса.

Таким образом, полученные нами цифры можно применять только к деревьям-крупномерам, и в этом плане результат расчетов вполне может соответствовать тому, что было вырублено в реальности, за исключением молодых деревьев, подроста и кустарников.

Здесь бы самое время проверить расчеты непосредственно в «поле»: физически пересчитать пни на выборочных участках, где производилась сплошная рубка. Но проблема в том, что сделать это уже невозможно: на просеке давно все раскорчевано и даже произведена отсыпка дорожной подушки.

Единственный вариант хоть что-то разузнать в этом направлении - запросить в областном комитете Комитете природных ресурсов сведения о рубки, предоставленные самими строителями. По действующим правилам, лица, использующие леса для строительства линейных объектов, обязаны не позднее двух недель до завершения вырубки подать в уполномоченный орган информацию об объеме и породному составу вырубаемой древесины.

Очень было бы интересно взглянуть на подобные документы.

Кстати, а сколько деревьев планируется вырубить в рамках второго этапа работ – на участке от Волгоградского моста («танцующий мост») до поворота на хутор Лебяжья Поляна (это примерно 2/3 всей протяженности транспортного перехода)?

Согласно все тому же письму из Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии, на этой дистанции должно быть вырублено 14,1 тыс. деревьев, из которых 4,2 тыс. – дубы.

И кстати, ровно столько было в документации аукциона, объявленного Комитетом транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгоградской области для выбора подрядчика по строительству объекта «Второй, третий и четвертый пусковой комплекс мостового перехода через реку Волга в городе Волгограде. Третий пусковой комплекс». 2.1 Этап», на который местные СМИ обратили внимание в конце 2022 года.

Согласно документам конкурса, подрядчик должен снести в общей сложности 14 тыс. деревьев, в том числе больше 4,2 дубов, около 2,2 тыс. тыс. осин, почти 2 тыс. тополей и столько же вязов, 470 акаций, а также деревьев ивы, сосны, груши и яблони.

Мы не исключаем, что в конкурсных документах специально указаны завышенные объемы работ - так часто делается ради завышения стоимости услуг подрядчика. По факту вырублено может быть меньше, чем то количество деревьев, за которое исполнитель получит деньги.

Но коррупционный мухлеж в данном случае - еще полбеды. Хуже, если вырубят столько, сколько заявлено, но при этом выйдут за пределы отведенного коридора. Освобожденные от растительности таким способом участки могут быть впоследствии выведены из лесного фонда и уйти под коммерческую застройку.


Активисты пишут фамилии чиновников на пнях (фото: #ПоймаЖиви!

Установить, имеют ли место признаки мухлежа можно лишь одним способом - пересчитать количество деревьев и определить породный состав на 1 га в пределах той дистанции дорожного коридора, где еще не производились рубки (для верности сделать такой пересчет можно на нескольких площадках).

И если обнаружатся существенные расхождения с официальными данными, то необходимо требовать пересчета деревьев и отмены не только результатов аукциона, но и всех разрешительный документов по второму этапу. 

«В соответствии с проектом», но с признаками преступления

Интересно, что хотя все это время волгоградские власти продолжали твердить, что работы ведутся «в с соответствии с проектом», в феврале 2023 года, глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил начать проверку по факту незаконных рубок и уничтожения краснокнижных видов при строительных работах.

13 марта СУ СКР по Волгоградской области дело возбудил, но всего два дня спустя постановление следователя СК было отменено прокурором Среднеахтубинского района «в связи с допущенными нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства».

В апреле СУ СКР по Волгоградской области снова возбудил дело (видимо, устранив выявленные прокурором недоработки), но в начале мая прокурор Волгоградской области Денис Костенко снова отменил соответствующее постановление

Даже если дело возобновят снова, оно вряд ли имеет какую-либо серьезную перспективу, поскольку доказательной базы, о чем мы рассказывали выше, уже практически нет.

Единственное, на чем сейчас имеется смысл сконцентрироваться - на защите, еще не вырубленного леса и на расследовании возможного служебного подлога при оценке числа породного составе отведенных в рубку деревьев.

Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин

аналитическая группа "Гражданской инициативы против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail