Ткаченаки. Часть 2. Пробиться в Красную Поляну

26.09.2023

Продолжаем наш совсем не комедийный сериал о горнолыжном курорте «Лагонаки», который хотят построить в Кавказском заповеднике на одноименном горном плато. Напомним, что к нам попала внутренняя переписка чиновников от туризма, в составе которой обнаружился подробный мастер-план курорта. И если в прошлой части мы рассказали о том, как и где будут располагаться гостиницы, горнолыжные трассы и прочие объекты и какой экологический ущерб они нанесут, то сегодня поговорим, каким образом на курорт предполагается доставлять туристов.  

Честно говоря, эта часть всей затеи с созданием туристического центра в Кавказском заповедника нас шокировала больше всего, ведь планируется не просто реконструкция существующих дорог к плато Лагонаки, но и строительство совершенно новой по территории Кавказского заповедника.

В предыдущей серии

Напомним вкратце содержание предыдущей серии нашего повествования. Сама идея заключалась в том, чтобы построить на плато Лагонаки горнолыжный курорт еще в 2010 году. Здесь и правда неплохие климатические и ландшафтные условия для катания на лыжах: плато находится на северном макросклоне Большого Кавказского хребта, здесь суше и прохладнее, а снег лежит дольше, чем в районе сочинской Красной Поляны.

Было только два больших «но». Первое: плато Лагонаки входит в состав Кавказского заповедника, а любая хозяйственная деятельность в природных заповедниках запрещена. Но специально под лагонакский курорт (тогда этот проект двигало ОАО «Курорты Северного Кавказа» во главе с Ахмедом Билаловым) был изменен федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»: в нем появились нормы, позволяющие создавать в заповедниках «биосферные полигоны», где разрешалось строить объекты спорта и рекреации.

Биосферный полигон «Лагонаки» стал первой и единственной такой территорией, созданной благодаря этим поправкам: больше никаких «полигонов» ни в одном российском заповеднике создано не было, а в 2022 году соответствующие положения вообще убрали из закона.

Вторая - более серьезная - проблема заключалась в международном статусе Кавказского заповедника как части объекта Всемирного природного наследия «Западный Кавказ». Требовалось бы пройти непростую и длительную процедуру утверждения новых границ объекта. Такую попытку российские власти предприняли в 2011-2012 годы, но уже в 2014 году заявка на так называемую реноминацию объекта «Западный Кавказ» была отозвана.

О курорте «Лагонаки» забыли на долгих семь лет.

Но в 2021 году проект курорта снова выскочил в публичное пространство, как черт из табакерки. И на сей раз дело приняло куда более серьезный оборот, и планы по строительству горнолыжного комплекса быстро переходили из плоскости гипотетических рассуждений в конкретные решения и действия властей.

Среди ярых лоббистов «инвестиционного проекта» оказался глава Адыгеи Мурат Кумпилов, рассказывающий, как на регион вот-вот прольются миллиардные субсидии на развитие инфраструктуры, нужной для будущего курорта и вообще для развития горной части республики.

В том же 2021 году премьер Михаил Мишустин утвердил границы биосферного полигона «Лагонаки», а в нем самом, на северо-восточном склоне горы Абадзеш, был сформирован земельный участок 01:04:5901003:168 (чуть более 1,5 тыс. га), где планируется разместить лыжные трассы и подъемники. По соседству, на лесном участке в буферной зоне заповедника, должен разместиться и гостиничный городок.


Парковка в нижней деревне курорта «Лагонаки» (эскиз из мастер-плана) 

Именно эту территорию Россия официально попросила исключить из объекта «Западный Кавказ», заявив, что растительность на плато Лагонаки якобы плохо восстановилась после массового выпаса скота в советские годы. Но рассмотрение этого вопроса подвисло из-за сложной международной обстановки, приведшей к отмене 45-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, которая должна была пройти в Казани в июле 2022 года.

Впрочем, как мы выяснили из попавшей к нам в руки переписки чиновников, дело обстоит куда хуже, чем попытка с помощью жульничества и манипуляций добиться от ЮНЕСКО нужного согласования по участку на плато Лагонаки: российская сторона утаила кое-что важное в своих пояснениях – об этом мы и поговорим.

Строго на юг

Самая главная проблема курорта «Лагонаки» - логистика. Добираться на плато сложно и долго: сюда ведет только одна дорога из Майкопа через пос. Каменномостский и станицу Даховскую, а ближайший аэропорт (Краснодар) находится в 200 километрах (минимум три часа езды).

Лагонаки не имеет, к тому же, прямого автобусного сообщения даже с ближайшим крупным городом Майкопом, что сильно понижает привлекательность курорта не только для жителей дальних регионов, но даже Кубани и Адыгеи.

В общем, никакого сравнения с курортами Красной Поляны, до которой из аэропорта Сочи или вокзала Адлера можно доехать за 35-40 минут на городском транспорте.

Составители мастер-плана хорошо это понимают, поскольку немалая часть его посвящена анализу рисков, основным из которых как раз признается отсутствие нормальной транспортной доступности, значительная удаленность от аэропортов и отсутствие нормальной подъездной дороги к самому курорту.

Решать эту проблему предполагается по трем направлениям (см. стр. 39 мастер-плана):

1) реконструировать участок дороги Каменномостский -Даховская (о завершении этих работ адыгейские власти отчитались еще в конце 2021 года);

2) завершить начатое еще в 2018 году строительство дороги Гузерипль-Лагонаки с тем, чтобы связать между собой обе эти курортные локации (на эти цели в конце 2022 года Адыгее из федерального бюджета было перечислено 350 млн. рублей в довесок к уже потраченным 530 млн. руб.);

3) сделать смычку с сетью дорог Краснодарского края (в мастер плане упоминается строящаяся в настоящее время дорога Черниговское-Дагомыс, о которой мы подробно рассказывали, см. схему ниже).

Особняком от этих мер стоит нечто куда более интересное – предложение построить автомобильную дорогу в южном направлении, связывающую поселок Гузерипль с Красной Поляной, чтобы создать «полноценный кластер горнолыжных курортов мирового уровня» (см. стр. 39-40 мастер-плана).


Составители документа указывают, что в случае успешного объединения курортов, совокупная протяженность лыжных трасс увеличится до 300 километров, а перемещение между горнолыжными комплексами не будет занимать больше одного часа (для посетителей «кластера» предлагается даже сделать единый ски-пасс).

Благодаря этому, по мнению авторов, можно добиться синергетического эффекта: краснополянские курорты получат дополнительный турпоток из людей, не имеющих возможности длительно проживать в Красной Поляне, но желающих там побывать, а лагонакская лыжня перехватит часть «краснополянских» туристов за счет того, что сезон катания на северном макросклоне Большого Кавказа длится на месяц-полтора дольше, чем на южном.

За счет кооперации с Красной Поляной курорт «Лагонаки» рассчитывает дополнительно привлекать до 500 тыс. человек в год.

Главные бенефиты от новой дороги обещаются Адыгее: ей сулят рост регионального внутреннего продукта на 2-3 млрд. рублей в год (рост экономики на 2-4% в год), активизацию деловой активности, повышение инвестиционной привлекательности и т.д. и т.п. 

Предложение построить автотрассу Гузерипль - Красная Поляна – самая пугающая часть мастер-плана курорта «Лагонаки», по сравнению с чем меркнет даже вырубка леса под гостиницы и обустройство в альпийской зоне дорог и лыжных трасс. Дело в том, что больше 80 процентов маршрута этой дороги пройдет по территории Кавказского заповедника.

Впрочем, к этим планам можно было бы относится просто как к благим пожеланиям частных инвесторов, мечтающих повысить потенциальную отдачу от своего проекта, не более того. 

Однако в марте этого года в Сочи стартовало общественное обсуждение проекта нового Генплана города до 2044 года, в материалах которого местная общественность, к немалому для себя удивлению, обнаружила сведения о планируемых автомобильных и железных дорогах для доступа в город-курорт по альтернативным маршрутам.


В частности, обнаружилось, что наибольшие изменения предполагаются для железнодорожной сети города-курорта: планируется запроектировать новую ветку Кривенковская-Адлер, в обход города Туапсе и всех прибрежных населенных пунктов между ним и Адлером, а еще проложить совершенно новую железную дорогу Адлер-Черкесск-Кисловодск. 

В числе предложенных автодорожных маршрутов – уже известная нам дорога со стороны села Черниговское (ее предлагается разветвить в районе горы Псехетук на направление в сторону Лазаревского и в сторону Дагомыса), а также… дорога Гузерипль – Красная Поляна.

Таким образом, идея построить транспортный коридор между Майкопом и Адлером в скором времени может облечься в форму нормативного документа – и тогда это будут уже не просто «хотелки» каких-то частных компаний и лиц.

Впрочем, в описательной части проекта генплана об этой транспортной магистрали говорится лишь вскользь. Пунктом 3.7.1-4 проекта Генплана (Книга 2) лишь рекомендуется внести в федеральные и региональные документы территориально-транспортного планирования такой пункт, как «строительство автодороги и искусственных сооружений на направлении Адлер – пос. Гузерипль – Майкоп» (эта же дорога прописана и в пунктах 3.7.1 и 3.7.2 Книги 2).

Но проблема в том, что если такие «рекомендации» будут утверждены, то в будущем это откроет возможность инициировать перекройку территории Кавказского заповедника, и вот почему. 

Действующий Земельный кодекс РФ прямо запрещает строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий.  

Для заповедников таким законом является ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», где прописан запрет на осуществление любой деятельности, противоречащей задачам заповедников и режиму их охраны.

Но что касается конкретно Кавказского заповедника, то, как мы помним, всегда можно достать «кролика из шляпы» - задействовать тот самый биосферный полигон «Лагонаки», в границах которого, как мы уже знаем, разрешено вести практически капитальное строительство, включая автодорожное.

 Причем границы и площадь этого «офшора» внутри заповедника могут пересматриваться сколько угодно раз и под какие угодно нужды.

Например, когда в 2021 году правительство РФ утвердило границы полигона «Лагонаки», то в него включили даже Фишт-Оштенский горный массив, однако после того, как на эту тему разразился скандал, власти пошли на попятную и исключили эту территорию из полигона, оставив там только собственно само Лагонакское нагорье.

Кто даст гарантию, что постановление о биосферном полигоне не откорректируют еще раз или вообще будут корректировать сколько угодно раз, пока «случайно» туда не попадет территория, требуемая для транспортных коридоров? Не говоря уже о том, что существует и риск негативных изменений и самого законодательства об особо охраняемых природных территориях, в котором могут появиться послабления в части режима охраны заповедников или появится возможности для корректировки их границ.

Откуда в проекте генплана Сочи вообще появились проекты новые дороги через особо охраняемые природные территории?

Ответ дала комиссия, которая организовывала общественные обсуждения. Отвечая на предложение Экспертного совета по заповедному делу убрать из материалов сомнительные дороги, чиновники ответили, что новые железные дороги предусмотрены Схемой территориального планирования РФ, а автодорога Гузерипль-Красная Поляна якобы прописана в Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года, утвержденной соответствующим законом Краснодарского края.


Фрагмент заключения по результатам общественных обсуждений проекта генплана Сочи

Открываем эту самую «стратегию» и смотрим. И…не находим в описательной части ни единого указания на необходимость прокладки такой дороги.

Более того, в разделе о межрегиональном сотрудничестве с Республикой Адыгея в области транспортных проектов приведен вот такой перечень совместных проектов:

  • Строительство скоростной автомобильной дороги на линии «Аэропорт Пашковский – Адыгейск (участок трассы М4) – Белореченск – Майкоп – Лаго-Наки»;

  • Строительство автомобильной дороги вдоль южного берега Краснодарского водохранилища (дамбы) – Адыгейск – Краснодар;

  • Развитие автомобильных связей Майкоп – Лаго-Наки – Дагомыс.

Вы видите здесь что-нибудь про Гузерипль или Красную Поляну? Мы - нет. Последний пункт из этого перечня касается организации транспортной смычки плато Лагонаки с дорогой Черниговское-Дагомыс, для чего в Апшеронском районе Кубани планируется построить дорогу Мезмай-Лагонаки. Никакого отношения к транспортному коридору на Красную Поляну этот проект не имеет.

Единственным намеком на возможность соединения Майкопа и Адлера прямым маршрутом служат вот эти схемы, иллюстрирующие, по мнению авторов Стратегии, существующие транспортные коридоры. В их числе почему-то указаны и два «коридора» из Адыгеи в сторону Большого Сочи.


Схемы транспортных коридоров из Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 г. 

Но никаких «коридоров» через Кавказский заповедник, во-первых, на сегодняшний день не существует, а, во-вторых, качество схемы таково, что по ней невозможно установить даже приблизительные маршруты этих виртуальных трасс.

Таким образом, попадание в проект генплана Сочи гипотетической дороги Гузерипль - Красная Поляна (да еще и с такой детальной прорисовской) можно объяснить либо излишней самодеятельностью самих сочинских чиновников (что вряд ли), либо чьим-то лоббизмом или указанием «сверху» (это куда более вероятно). Появление подобной «рекомендации» в проекте генплана Сочи одновременно с проработкой аналогичной идеи в рамках мастер-плана курорта «Лагонаки» вряд ли может быть простым совпадением.

Как бы то ни было, включение незаконных дорог в официальную стратегию развития Краснодарского края, не говоря уже о материалах территориального планирования, недопустимо ни в каком виде, и мы очень ждем адекватной реакции прокуратуры Краснодарского края на этот прецедент.

Заповеднику грозит гибель. Автомобилистам тоже

Кстати, а чем дорога между Красной Поляной и Адыгеей физически может грозить Кавказскому заповеднику?

Мы отрисовали на карте маршрут, описанный в мастер-плане, подсчитали его протяженность и определили высшую перевальную точку.


По нашим подсчетам, что совокупная протяженность трассы от верхней деревни курорта «Лагонаки» до Красной Поляны составит 69 километров, из которых 41 километр – участок, проходящий по территории заповедника.


Вид на долину реки Белой со склонов горы Абаго   

От Гузерипля дорогу планируется проложить по долине реки Белой, обходя с запада горный массив Абаго-Атамажи. Далее предполагаемый маршрут переходит на южный макросклон, в долину рек Ачипсе (в верховьях которой из-за сложного рельефа придется, очевидно, пробивать тоннель), по которой и спускается в район Красной Поляны.


Вырубленный лес в долине р. Ачипсе, территория горно-туристического центра «Газпром», 2009 год 

Пока маршрут дороги не будет описан детально, сложно даже в общих чертах подсчитать ущерб от ее прокладки. Пока лишь ясно, что и в долине реки Белой, и в долине Ачипсе придется вырубить достаточно большое количество леса (речь о сотнях гектаров), не говоря уже о том, что на некоторых участках вряд ли будет возможно проложить дорогу без строительства тоннелей и эстакад, что будет сложно с инженерной точки зрения и запредельно дорого для бюджета (хороший пример аналогичного объекта  - дорога Адлер-Красная Поляна, проложенная по левому берегу Мзымты, на строительство которой было потрачено около 10 млрд. долларов по курсу на начало 2010-х годов).

 

Расчистка леса под строительство дороги Адлер - Красная Поляна, 2009 год

А еще куда-то придется сваливать образующуюся после проходки тоннелей и взрывных работ на слонах скальную породу: ведь вряд ли отходы кто-то будет вывозить десятки тысяч тонн этого материала за пределы заповедника.

Большие вопросы вызывает и функциональность самой дороги.  

По нашим оценкам, высшая перевальная точка маршрута находится на отметке около 1300 метров над уровнем моря. Много это или мало? Насколько безопасно будет ездить по такой дороге и эксплуатировать ее зимой?

Для сравнения: самая высокая точка на трассе М4 «Дон» - перевал Хребтовый, 360 метров над уровнем моря. Но даже здесь, как известно, в зимний период часто ограничивают движение транспорта из-за гололеда и осадков.

 Перевалов с асфальтированными автомобильными дорогами федерального или регионального значения, преодолевающих высоты 1000 -1500 метров над уровнем моря и больше, по всей России наберется едва ли больше десятка (сезонные грунтовки для внедорожников не в счет), поэтому опыта строительства и обслуживания таких трасс практически нет.

Из этого можно сделать вывод, что безопасная эксплуатация дороги будет возможна только в теплый период года. Зимой же дорогу придется закрывать в периоды сильных снегопадов, поэтому полноценно работать на туристический поток именно в горнолыжный сезон она просто не сможет. 

Если все эти планы по строительству транспортных коридоров будут реализованы, то Кавказский заповедник прекратит существование как целостная природная территория: он будет фрагментирован, а трассы станут препятствием для миграции многих видов животных (особенно крупных млекопитающих), популяциям которых будет грозить сокращение из-за обеднения генофонда и сокращения кормовых ресурсов.

Российская сторона не ставила в известность Центр всемирного наследия ЮНЕСКО о том, что строительство курорта «Лагонаки» сыграет роль злого джинна, выпущенного из бутылки, и что в материалах территориального планирования уже в скором времени могут появиться положения, допускающие строительство дороги ради этого курорта.

Так что «вырезание» из Наследия участка Лагонакского нагорья под курорт, как об этом просит Россия, не только не устранит проблему для объекта «Западный Кавказ», но породит проблемы еще большего масштаба. 

Об этом будет очень полезно узнать международным чиновникам и делегатам предстоящей 45 сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО, которая пройдет в сентябре этого года в Эр-Рияде, где в очередной раз придется рассматривать ситуацию вокруг Кавказского заповедника и проектов по освоению его территории. 

Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин, Андрей Филимонов

аналитическая группа "Гражданской инициативы против экопреступности"



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail