Диоксины в граммах. Считаем, сколько канцерогенов могут производить кубанские МСЗ

25.07.2023

На Кубани, похоже, забуксовали мусоросжигательные проекты, продвигаемые компанией «РТ-Инвест» и администрацией региона. За последние несколько месяцев в «стратегическом партнерстве» не произошло почти никаких видимых подвижек, а бравурные пресс-релизы сменились тишиной. У «РТ-Инвест» возникли трения с федеральными властями по поводу схем финансирования новых МСЗ, и не очень понятно, станут ли в правительстве защищать мусоросжигательные проекты в условиях, когда на страну наложены финансовые и технологические санкции.

Впрочем, уже запущенные «РТ-Инвестом» проекты в Подмосковье и Татарстане, скорее всего, будут реализованы. На их примере можно посмотреть реальное воздействие мусоросжигательных заводов на окружающую среду и сравнить это с тем, что представители компании говорят, заходя в новые регионы.

Сговорчивый губернатор

Что бы ни рассказывали в «РТ-Инвест» жителям Кубани об экологической безопасности и полной безвредности своих предполагаемых заводов, есть документация по таким же уже строящимся заводам и оценке их воздействия. Мы ознакомились с документами по оценке воздействия на окружающую среду и материалами экологической экспертизы мусоросжигательного завода на 550 тыс. тонн отходов в год, который строится под Казанью.

Но для начала освежим память и напомним, о чем вообще идет речь. Компания «РТ-Инвест» (аффилирована с госкорпорацией «Ростех») собирается построить в крупнейших агломерациях страны (с населением не менее 500 тыс. человек) не менее 25 мусоросжигательных заводов в дополнение к пяти уже запланированным и строящимся в Московской области (4 завода) и в Татарстане (1 завод).

Для этих целей, как сообщают СМИ, «РТ-Инвест» ведет переговоры с главами 23 российских регионов. Но пока удалось договориться только с одним - губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым.


Вениамин Кондратьев с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым

Кубанский глава стал таким сговорчивым не случайно: в регионе полностью провалена «мусорная реформа», а ситуация с вывозом и утилизацией бытовых отходов доведена до критического состояния. Команда губернатора не знает, как справиться с кризисом: строить новые полигоны эти люди боятся из-за рисков расползания «мусорных» протестов по всему региону, а на запуск раздельного сбора отходов и переработки не хватает ресурсов и компетенции. Да и время уже сильно упущено.

Такие последствия «мусорной реформы» наблюдаются во всех муниципалитетах Кубани

Губернаторская пресса подавала инициативу «РТ-Инвест» построить в крае, как минимум, два МСЗ (в Сочи и на Тамани) в восторженных тонах и чуть ли не как революционный прорыв.

В какую копейку краю и его жителям обойдется этот «прорыв», мы рассказывали в нашем видеообзоре. Сегодня же посмотрим на экологическую и технологическую составляющие проекта.

Покажите документы

Для этого обратимся к официальным документам – заключению государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) и материалам оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) завода по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 тыс. тонн ТКО в год, который в настоящее время строится под Казанью, в районе села Осиново.


Строительство МСЗ под с. Осиново, сентябрь 2021 года (фото: kazan.prufy.ru)

Этот завод интересен тем, что ровно такой же типовой проект (на 550 тыс. тонн) предлагается применить и в Сочи (а на Тамани хотят возвести завод на 1100 тыс. тонн – т.е. ровно вдвое увеличенной мощности по сравнению с типовой).  

Для начала посмотрим на технологию: благо, она подробно описана в материалах ОВОС.

Приемка отходов. На завод, как заявлено, будут доставляться предварительно отсортированные отходы, из которых, как заявляется, будут извлечены «фракции, пригодные для вторичного использования», а также опасные компоненты (батареи, аккумуляторы, ртутные лампы и т.п.).

При этом на самом заводе предполагается только визуальный контроль входящего мусора силами специальных сотрудников, которые должны будут «отлавливать» крупногабаритные предметы, емкости под давлением, толстостенные металлические предметы, биомедицинские отходы, нефтесодержащие отходы, осветительные приборы и другую электротехнику, батарейки, аккумуляторы и прочие отходы, «которые могут причинить вред жизни и здоровью».

Понятно, что визуальный контроль не даст 100-процентной гарантии того, что в топку не попадут ртутные лампочки, мелкая электротехника, батарейки или что-нибудь подобное. Поэтому раз в квартал «с привлечением сторонних аккредитованных лабораторий» обещается контроль «на предмет химического состава, влажности, содержания ртути и мышьяка».

Переводя на простой язык: возле приемочного бункера будет стоять сотрудник, который глазами должен отслеживать состав прибывающего мусора. Т.е. не предполагается никакой системы автоматического распознания опасных компонентов с помощью рентген-аппарата или интеллектуальных видеосистем. И только раз в три месяца силами некой лаборатории (услуги которой, понятное дело, заказывает и оплачивает сам же завод) будут проводиться отборы проб мусора на предмет наличия загрязнения ртутью и мышьяком.

Понятно, что информация о таких исследованиях (если они вообще будут проводиться) никак не будет доступна для общественности.

Пока что зафиксируем два момента:

1) проектными решениями допускается, что в топку могут попадать опасные отходы, не выявленные на стадии приемки мусора;

2) выявлять такие случаи подразумевается уже постфактум.

Едем далее. Отходы выгружаются в приемный бункер, имеющий габариты примерно 57х26 метров и полезный объем – 35,8 тыс. м3., где куча мусора перемешивается и с нее стекает фильтрат. 

Крупногабаритные предметы отбираются и помещаются в другой бункер, откуда поступают на этакий аналог «мясорубки» - вал, который, вращаясь, ломает и режет предметы на фрагменты примерно 40x40 сантиметров.

Из загрузочного бункера отходы под собственным весом поступают в приемную воронку и на загрузочный лоток, откуда специальными поршнями проталкивается в камеру сжигания.

Надо сказать, что сжигание мусора - достаточно ресурсоемкое мероприятие. Вот перечень того, что требуется для бесперебойного функционирования МСЗ с расчетной мощностью 550 тыс. тонн сжигаемых отходов в год: 


Сжигание. Горение отходов происходит на так называемых колосниках – решетке, через которую в камеру подается воздух. Перед приемом отходов котел нагревают до минимальной температуры 850 ºC – для этих целей используются горелки, работающие на природном газе.

Газ нужен также и для поддержания высокой температуры дымовых газов (мусор сжигается при 850 - 1260 ºC), без чего невозможна деструкция некоторых загрязняющих веществ. Ни на одном современном мусоросжигательном заводе не используется самостоятельное горение мусора.

Основной проблемой при такой схеме является отведение тепла – иначе котлы просто расплавятся. Для этих целей используется вода, циркулирующая через теплообменник. На выходе вода превращается в перегретый пар, который подается в турбогенераторную установку мощностью 55 МВт, где преобразуется в электричество (оно может идти как на собственные нужны завода, так и выдаваться в сеть).



Схема устройства котла (верхняя картинка) и колосникового блока

Удаление золы.  Собственно, в котле в результате термического воздействия происходит превращение мусора в зольный шлак и газы. Газы уходят на очистку, а зола посыпается через колосниковую решетку на конвейер, где смачивается и направляется в бункер. В материалах ОВОС сказано, что объем бункера-накопителя составляет 2700 м3, и этого хватает на 5 суток. После чего бункер необходимо опорожнять и куда-то вывозить золу.



Общая схема устройства системы удаления золошлаков

А теперь самое интересное: сколько в процентном отношении к входящему на сжигание мусору образуется золы? Ведь главный аргумент мусоросжигателей тот, что в процессе сжигания обеспечивается радикальное уменьшение объемов отходов.

В материалах ОВОС указано, что суточный расход мусора для 550 тыс. тонн ТКО в год составляет 1708,8 кубометров.  Если бункер-накопитель золы на 2700 м3 наполняется за 5 суток, то несложно определить, что за 1 сутки туда поступает 540 кубометров золошлака – т.е. это столько, сколько образуется после сжигания 1708,8 кубических метров мусора.

Итого получается, что объем отходов после сжигания уменьшается всего в 3 раза, притом, что класс опасности зольных шлаков выше, чем бытового мусора до его сжигания. Корректность наших расчетов можно проверить, заглянув в заключение ГЭЭ - там приводятся схожие цифры. 

Очистка дымовых газов. Теперь посмотрим, что происходит с дымом в процессе горения мусора.

Дымосос создает необходимое разряжение в камере сжигания и проводит дымовой газ из камеры горения через систему очистки. Прежде чем дойти до трубы и улетучиться в атмосферу, газы проходят три ступени обработки.

1. Первый этап происходит непосредственно в котле, где осуществляется разложение оксидов азота (NOx) на азот и воду. Для этих целей используется раствор карбамида, который впрыскивается в рабочую камеру, куда подается газ из зоны горения.

2. Следующий этап называется «сухой очисткой». Его суть заключается в том, что дымовые газы пропускаются через реактор с гашеной известью и активированным углем: этим достигается удаление кислотных загрязняющих веществ, а также, как заявляется в заключении ГЭЭ, обеспечивается осаждение «вторичных диоксинов, дибензофуранов, ртути и других тяжелых металлов».


3. Далее условно очищенный от вредных химических примесей газ очищается уже от механических загрязнений - твердых частиц разного размера. Для этого используется полимерный фильтр с несколькими отсеками, работающий по принципу пульсирующей струи. 

Прошедший три ступени «чистый» газ выбрасывается в атмосферу через две спаренные трубы диаметром по 2 метра и высотой 98 метров.

Управляется все это сложное хозяйство, разумеется, не вручную, а с помощью автоматической системы, мозгом которой является Combustion Control System (CCS, система управления горением) - система датчиков, контроллеров и программного обеспечения разработки японо-швейцарского концерна Hitachi Zosen Inova, который выступает технологическим партнером «РТ-Инвеста».  

CCS производит и обрабатывает множество измерений: расход топлива, пара и воздуха, концентрацию кислорода в котле, температуру колосников и др. На основании расчетов CCS регулируют работу котла, подачу мусора и топлива.

Перенос мусора с земли в небо

Теперь посмотрим, собственно, на экологические аспекты. Обеспечивает ли описанные выше трехступенчатая система очистки дымовых газов 100-процентную очистку от загрязняющих веществ? Вот, собственно, та эффективность, которую указывают разработчики ОВОС:



Как видно, только по частицам РМ2.5 и РМ10 показана очистка до уровня 99,9%. По другим загрязняющим вещества, включая диоксины и фураны, таких показателей нет. Причем, самая плохая ситуация по диоксиду серы и особенно – оксидам азота, которые не будут улавливаться даже наполовину. Не очень впечатляющие показатели и по ртути – ее при идеальных условиях смогут улавливать в лучшем случае на 95%, т.е. остальное будет поступать в окружающую среду, пусть и в небольших объемах.

Откуда в выбросах вообще взяться ртути? Как раз из ртутных ламп, источников питания, медотходов и тому подобного, что по недогляду будет поступать в общем объеме отправляемых в топку отходов.  

Теперь посмотрим на расчетные выбросы в абсолютном выражении.



Отдельно разберемся с хлорорганическими веществами - диоксинами и фуранами. Диоксинов (об опасности этих веществ для человека можно почитать здесь), как мы видим из таблицы, будет выбрасываться вот столько: 4.66E-08. Переведя экспоненциальное числа в целое получаем 0,0000000466 (ноль целых четыреста шестьдесят шесть десятимиллиардных тонны в год). Такие же показатели даются и по фурфурану.

Что из этого следует? То, что диоксины и фураны выбрасываться все-таки будут. Пусть в исчезающе мизерных дозах, но будут. Притом постоянно. Проблема в том, что, например, диоксины способны накапливаться в почве и грунтовых водах и находиться там десятилетиями. Поэтому накопительного эффекта для подобного рода загрязняющих веществ избежать не получится.

Если бегло пробежаться по другим загрязнителям, то картина тоже совсем не радужная. Диоксида серы будет выбрасываться больше 96 тонн в год, диоксида азота – 326 тонн, оксида азота - 53 тонны, углекислого газа – 144 тонны. Улетит в трубу 21 тонна гидрохлоридов, почти 4 тонны аммиака, больше 2 тонн предельных углеводородов и столько же метана.

Даже по твердым частицам, от которых дымовые газы обещают очищать на 99,9%, расчеты показывают выброс почти 600 килограммов частиц РМ10 и 150 килограммов частиц РМ2.5: все это осядет в 20-километровом радиусе от источника выброса и явно не будет способствовать укреплению здоровья жителей этой территории.  

Общий объем выбросов для МСЗ мощностью в 550 тыс. тонн отходов в год составляет 671 тонну различных загрязняющих веществ 1-4 класса опасности.

Подведем итоги

1. Сжигание мусора в предлагаемом варианте вовсе не означает радикального сокращения объемов отходов. Как показали наши расчеты, есть всего лишь троекратная разница между объемом входящих и выходящих с МЗС отходов (зольных шлаков). Более того: выходящие отходы имеют больший класс опасности по сравнению со входящими. Для захоронения токсичной золы потребуется построить могильник, который обойдется дороже, чем традиционный мусорный полигон.

2. Российские МСЗ в исполнении «РТ-Инвеста» являются фабриками по производству загрязняющих веществ - от абразивной пыли и углекислого газа до диоксинов, фуранов, а также ртути, хрома, кобальта и прочих тяжелых металлов, несмотря на трехступенчатую систему очистки печных газов. Если в центре того же Сочи будет стоять завод, разбрасывающий вокруг почти 700 тонн загрязняющих веществ (а на Тамани это будет вдвое больший показатель), то на курортах Краснодарского края можно поставить крест.

3. Никакого инструментального контроля за качеством ввозимого на сжигание мусора не предусмотрено. Предусмотрена система оценки «на глазок», которая неизбежно будет приводить к тому, что в топку будет попадать электронный лом, батарейки, ртутные лампочки и тому подобное.

Наконец, нельзя не отметить и тот факт, что без системы Combustion Control System (как и без ее сервисного обслуживания) российские МСЗ будут просто грудой железа. Если в свете последних событий Hitachi Zosen Inova, опасаясь санкций и репутационных рисков, решит прекратить отношения с Россией, то нет никакой гарантии того, что «РТ-Инвест» или даже сам «Ростех» смогут быстро создать адекватное отечественное ПО такого же, как у японцев и швейцарцев, уровня.

Если это произойдет, то есть риски применения разнообразных «кустарных» решений, упрощения технологических цепочек или вовсе отказа от использования системы очистки печных газов.

Есть серьезные шансы на то, что проекты «РТ-Инвест» в Краснодарском крае не состоятся вовсе из-за своей дороговизны – оба завода и инфраструктура для сбора мусора требуют больше 130 млрд. рублей. При этом строить новые заводы по той же схеме, что в Подмосковье и Татарстане - за счет повышенных тарифов на оптовом рынке электроэнергии (т.е. промышленных потребителей электричества, по сути, обложили данью, за счет которой строят «ростеховские» МСЗ) «РТ-Инвесту» не разрешили, поэтому основную часть этих средств предполагается привлечь из государственных источников в виде кредита Внешэкономбанка (90 млрд. руб.), бюджета Краснодарского края (прямые субсидии и налоговые льготы), а также непосредственно за счет его жителей (постепенно повышая тарифы за вывоз мусора) и туристов (направляя на финансирование МСЗ курортный сбор).

Но с такой экономикой в правительстве согласны далеко не все. Еще в прошлом году вице-премьер Виктория Абрамченко неоднократно критиковала проект «дочки» «Ростеха», а в феврале чиновница заявляла, что генерируемая на МСЗ энергия окажется слишком дорогостоящей, а предложенные модели финансирования неподъемны для бюджета и населения.

Тем не менее, официально от планов еще никто не отказался, поэтому жителям Кубани стоит вооружаться серьезными аргументами, чтобы оппонировать региональным властям и заезжим демагогам под их покровительством. 

Фото в анонсе: kazanreporter.ru

Цифры, таблицы и схемы взяты из источников: 

Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн ТКО в год (Россия, Республика Татарстан)»

Завод по термическому обезвреживанию твердых коммунальных отходов мощностью 550 000 тонн ТКО в год (Россия, Республика Татарстан). ОВОС. Пояснительная записка

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail