Заксобрание Кубани согласилось улучшить закон о «социальной» древесине. Но есть нюансы

20.07.2023

Появились большие шансы на то, что в Краснодарском крае станут меньше расхищать лес под видом заготовки древесины для собственных нужд граждан. Законодательное собрание Кубани согласилось с предложением «Гражданской инициативы против экопрестуипности» изменить законодательство о таких лесозаготовках, чтобы эта сфера деятельность стала прозрачнее и лучше контролируемой.

Напомним: в сентябре этого года наша организация направила губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву и председателю Законодательного собрания региона (ЗСК) Юрию Бурлачко обращения, в которых мы буквально на пальцах и конкретных примерах подробно объяснили, почему региональный закон «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» - дырявый, корявый и никуда не годный документ, который нужно подвергнуть основательной ревизии.

Зачем мы это сделали?

Во-первых, нас реально достал тот бардак, который творится в кубанских лесах и который во многом порожден практикой, связанной с заготовками древесины якобы для социальных целей - обеспечения населения дровами и стройматериалами, а на деле такой ширмой маскируются откровенно криминальные рубки, при которых на черный рынок поступает та самая «социальная» древесина.

И это не какие-то отдельные эксцессы - это поставленный на поток процесс с огромными объемами добываемой древесины ценных пород. Мы и раньше приводили цифры, что, например, только в одном отдельно взятом Псебайском участком лесничестве (Мостовской район) по договорам заготовки древесины для собственных нужд граждан добывается не менее 2,5-3% от всего совокупного объема древесины, ежегодно добываемого в Краснодарском крае.


Но от недавних, уже вполне официально озвученных цифр, у нас чуть не встали волосы дыбом: министр природных ресурсов Краснодарского края Сергей Еремин заявил на днях, что в порядке заготовок для собственных нужд граждан в регионе ежегодно рубится не менее 80 тыс. кубометров древесины.

Давайте считать. В 2018 году на Кубани официально заготовили 356,9 тыс. куб. метров древесины (цифра взята из «Доклада о состоянии природопользования и об охране окружающей среды Краснодарского края в 2018 году»). 80 тыс. кубов леса – это почти четверть от этого объема! Уму непостижимо.

Неужели у нас столько нуждающихся в дровах и тех, кто не в состоянии купить древесину для починки крыши или чтобы сколотить уличный туалет, что для этих целей надо рубить леса в два раза больше, чем совокупно заготавливает вся Ростовская область? Серьезно? Как это вяжется с тем, что по официальным данным уровень газификации края в 2020 году превысил 91%?

Заготовка и спускание на черный рынок «социальной» древесины - это еще полбеды. Другая часть проблемы в том, что саму эту деятельность невозможно контролировать ни на каких этапах. Деятельность Минпрприроды и лесничеств по выдаче разрешений на рубки и отводу делянок - непрозрачна и закрыта под предлогом «защиты персональных данных граждан».

Найти сведения о расположении на местности делянок для заготовок древесины для нужд граждан в открытом доступе - невозможно. А когда такая информация становится известна в ходе, например, выездных проверок, то сотрудники лесничеств начинают истерить и угрожают ответственностью за «несанкционированный доступ к информации для служебного пользования».

Узнать, как граждане использовали добытую для них «социальную» древесину тоже невозможно: сами чиновники этим никак не интересуются – действующий закон их к этому никак не обязывает.

Наши предложения по изменению закона «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» сводились к следующему:

  • необходимо увязать объемы заготовки с реальными фактическими потребностями граждан в древесине, а также расчетной лесосекой (предельный годовым объемом заготовки древесины);

  • установить порядок, при котором нуждающийся в древесине гражданин имел бы право выбрать место заготовки из перечня предложенных ему в ближайших лесничествах, а не вообще, где он пожелает. Это выставило бы заслон для фиктивной заготовки «социальной» древесины, когда «нуждающиеся граждане» вдруг изъявляют желание рубить в труднодоступных местах, чтобы добыть ценную древесину;

  • установить механизм контроля за целевым использованием добытой древесины: предложить гражданам простую и удобную форму отчетности за использованную древесину. Такая норма действует в большинстве регионов и показывает свою эффективность как заслон на пути незаконного коммерческого использования «социальной» древесины.



В регионах РФ установлен разный порядок контроля за "социальной" древесиной

Эти наши предложения поддержали коллеги из WWF России, где не понаслышке знают, как в России расхищают ценные леса под благовидными предлогами (например, в этом году они вскрыли масштабную заготовку древесины «для нужд граждан» на особо защитных участках леса в Карачаево-Черкесии). Коллеги направили собственное обращение в краевое Заксобрание.

Реакция властей на наши, как нам кажется, вполне логичные предложения нас несколько озадачила. Обычно это исполнительная власть сетует на несовершенство регулирующих процедур и, как правило, поддерживает инициативы, связанные с их улучшением. А законодатели реагируют по-разному – им обычно не хочется делать лишнюю работу, если внутри депутатского корпуса нет прямых заинтересантов в продвижении инициативы.  

Но в нашем случае все случилось наоборот. Ответ на нашу инициативу зама губернатора Сергея Болдина совсем не порадовал. У Сергея Владимировича все хорошо: расчетная лесосека соблюдается, леса (в Мостовском лесничестве) рубится меньше, чем положено (нет повода бить тревогу), публикация данных о делянках и актах осмотра мест рубок  - не предусмотрена (не суйте нос не в свои дела). И так далее и тому подобное.

Единственное, что хочет администрация устами вице-губернатора Болдина - организовать контроль за заготовкам древесины для нужд граждан на муниципальных землях. Тут, в отличие от земель гослесфонда, чиновники готовы махать шашкой, создавать комиссии и сурово наказывать нарушителей.

А вот из Заксобрания пришло куда более интересное письмо. Воспроизведя примерно то, что изложено в ответе администрации края, первый зампред комитета ЗСК по вопросам использования природных ресурсов Андрей Булдин сообщил, что комитет взял наше предложение на проработку.

Уже даже состоялось первое заседание по этому вопросу: в формате видеоконференции, в составе Андрея Булдина, министра природных ресурсов края Сергея Еремина, общественности, представителя администрации Мостовского района обсудили параметры проблемы, пунктиром наметили возможные решения по затыканию дыр, существующий в действующем законе.  

Начало диалога - уже само по себе большой успех, и очень хорошо, что в ЗСК по вопросам использования природных ресурсов поняли, что проблему надо решать, выводить добычу «социальной» древесины из тени.

Но есть нюансы. Ведомство Сергея Еремина (а от него очень многое зависит в этом процессе) совсем не горит желанием что-то менять. Чиновников все устраивает, за исключением одного:  Еремин сетует на устаревшее лесоустройство образца 2000 года, которое давно утратило актуальность, и видит в основном в этом главный корень всех лесных бед.

Отчасти это правда: в лесничествах оперируют документами и картографическими материалами едва ли не советских времен. Лесные планшеты никак не бьются с космоснимками и кадастровой картой, ошибки при отводах делянок носят системный характер, бывает, что границы фактической рубки «съезжают» на несколько сотен метров относительно места, где эти рубки должны были проводиться и т.п.  – обо всем этом мы неоднократно рассказывали.


Пример того, как иногда "съезжает" фактическая рубка относительно отвода по документам 

Новое, посаженное на «цифру» лесоустройство - базовая вещь, без которой навести порядок в кубанских лесах будет невозможно. Но беспокоят два вопроса: какая стихия мешала сделать нормальное лесоустройство все последние годы? С 2000 года второй губернатор сидит на посту уже второй срок, а воз и ныне там.

И второе - не нужно подменять понятия. Даже если модернизировать лесоустроительные документы, это лишь отчасти повысит уровень прозрачности лесохозяйственной деятельности. Параллельно нужно подтягивать до современного уровня и региональное законодательство, раскрывать саму сферу принятия решений в области лесного хозяйства.

Посмотрим, как пойдет дело с рассмотрением нашей и коллег из WWF общественной инициативы. Шанс изменить ситуацию к лучшему есть, но излучать преждевременный оптимизм не буду.

Инфографика в тексте: Мария Пухнаревич 


Если вы находите нашу работу по борьбе с незаконными рубками и злоупотреблениями при лесозаготовках в лесах Западного Кавказа нужной и полезной - поддержите ее. Инспекции, проверки, обработка полученных данных - вещь затратная, требующая командировок, специального оборудования, квалификации и уйму времени. Мы не получаем никакого финансирования от государства, не находимся на содержании у бизнес-структур. Единственный наш источник - добровольные пожертвования. Сделать донат можно через платежный сервис (перевод с карты) либо переводом в Яндекс-кошелек по номеру счета 4100115501585828.

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail