Где дровишки, Зин? Почему на Кубани нужно менять подход к добыче древесины для нужд населения

20.07.2023

Насмотревшись в этом году, какой ужас творится в лесном хозяйстве Кубани, мы пришли к выводу, что одними только частными жалобами на различные нарушения не решить. Когда под предлогом «заготовок древесины для нужд граждан» ведутся масштабные рубки, а древесина идет вовсе не гражданам, а на черный рынок, становится понятно: нужно бороться не со следствиями, а с причиной этого явления.

О своей работе в Мостовском районе, которую мы начали год назад, осенью 2019 года, мы рассказывали довольно подробно. За это время за ворохом проинспектированных делянок, выявленных нарушений, направленных заявлений и полученных ответов постепенно вырисовывалась довольно безрадостная картина того, как лес расхищается и уродуется практически «легально»: просто потому, что в регионе действует устаревший, дырявый и никуда не годный закон, который был принят 13 лет назад, еще при прежнему губернаторе Ткачеве и тогдашнем сверхкоррумпированном департаменте лесного хозяйства.

Но обо всем по порядку.

Лесной кодекс РФ дает право гражданам осуществлять заготовку древесины для собственных нужд. Подразумевается, что любой из нас имеет право заготовить для личного использования (отопления, ремонта дома и т.п.) определенное количество древесного сырья. Как именно и в каком количестве - это уже регулируется в каждом регионе отдельно.

Вот и в Краснодарском крае с 2007 года действует закон, в котором регламентирован порядок отпуска населению древесины «на корню» и ее заготовки. Нуждающийся в дереве гражданин подает заявление в ближайший МФЦ, после чего с ним заключают договор и отводят делянку в лесу. Пожалуйста – руби.

С виду все хорошо. Вот, скажем. бабушке-пенсионерке потребовались дрова, а ее зятю захотелось отремонтировать в хате кровлю. Идут и получают свою долю национального природного богатства. Но реалии, впрочем, весьма далеки от идеального образа.

На деле добыча древесины «для нужд граждан» превратилась в Краснодарском крае в ширму для расхищения леса и увода древесины на черный рынок. С этой деятельности не платятся налоги и «белые» зарплаты, местные бюджеты ничего не получают от такого, с позволения сказать, «бизнеса», а сырьевая база лесов стремительно сокращается.

Происходит это лишь потому, что принятый в 2007 году закон Краснодарского края «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» не содержит ровным счетом никаких механизмов контроля за добытой «для нужд граждан» древесиной, а сама процедура заключения договоров между Министерством природных ресурсов и гражданами крайне непрозрачная. Вообще непонятно, по какому принципу природно-ресурсные чиновники определяют для того или иного лесничества разнарядки по заготовке древесины для нужд населения.

Мы сравнили закон Краснодарского края с аналогичными законами в других регионах. И вот к чему мы пришли и что поняли.

1. Закон Краснодарского края вообще никак не нормирует годовые объемы заготовки древесины гражданами для собственных нужд, не обязывает уполномоченный орган увязывать данный показатель с лесным планированием, расчетной лесосекой, а также фактическим состоянием сырьевой базы в том или ином лесничестве.

Кубанский закон лишь устанавливает обязанность уполномоченного органа публиковать перечень лесничеств, в границах которых осуществляется заготовка гражданами древесины для собственных нужд. Хотя в ряде законов субъектов РФ закреплена обязанность органов власти размещать информацию о наличии объема лесных насаждений, планируемых к заготовке для собственных нужд граждан в пределах тех или иных лесничеств.

Для примера можно привести закон Новгородской области «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд». В нем на лесничества возлагается обязанность ежегодно направлять в уполномоченный орган предложения об объемах заготовки гражданами древесины для собственных нужд на очередной год, сделанные на основе анализа использования гражданами лесосечного фонда за последние три года.

Ничего подобного в кубанском законе нету даже близко.


В Краснодарском крае добыча древесины для нужд населения не увязывается с лесным планированием

2. Закон Краснодарского края не создает препятствий для деятельности недобросовестных заготовителей древесины, действующие на основании фиктивных доверенностей от якобы «нуждающихся в древесине граждан».

Как правило, такая деятельность осуществляется на конкретных интересующих лесозаготовителя участках (конкретных лесничествах, лесных кварталах и выделах), где есть привлекательные запасы деловой древесины (дуб, бук, граб, пихта и др.), и краевой закон дает заявителю возможность самостоятельно выбрать и указать лесничество, в границах которого он собирается осуществить заготовку для собственных нужд.

Но, например, в том же законе Новгородской области установлено, что гражданин может выбрать место заготовки древесины гражданин из имеющихся в лесничестве участков, а не из тех, какие хочется ему самому. Т.е. изначально предусматривается, что госорган определяет и публикует информацию о местах планируемой заготовки древесины для нужд граждан, а гражданин-заявитель выбирает из предложенного ему перечня.

Чувствуете разницу?

Едем далее. Огромное количество злоупотреблений происходит непосредственно на делянках. Так называемые «перерубы», когда заготовитель рубит больше положенного объема - совершенно обычное дело, о чем мы уже рассказывали. При этом по завершении рубок такие делянки без проблем проходят процедуру т.н. освидетельствования, когда на место заготовки приходит лесник и, разумеется, никогда не находит никаких нарушений.

Ознакомиться с актами таких освидетельствований - та еще задача. Закон не обязывает лесничества публиковать такие документы или предоставлять их по запросам.


На делянке работает предприниматель, имеющий доверенности от нескольких граждан 

3. Закон Краснодарского края вообще не предусматривает никакого механизма контроля за целевым использованием добытой древесины. Это самая главная брешь, через которую в неведомые дали утекает незаконно добываемая древесина.

Фактически любой, кто добыл себе бесплатную древесину, может делать с ней, что пожелает: продать, подарить, выбросить на свалку и т.п., и никакого наказания за это не предусмотрено. Это просто позорно для Краснодарского края, где лес – это стратегический ресурс, экосистемные услуги которого не ограничиваются только поставками древесины.

Почти во всех регионах есть нормы, устанавливающие контроль за целевым использованием добытой гражданином древесины и предусматривающие ответственность за увод сырья «налево».

Например, в Костромской области проверку осуществляют комиссии при лесничествах, действующие по установленной подзаконными актами процедуре. А в Хакассии установлена обязанность граждан предоставлять отчеты по утвержденной правительством региона форме (умеешь кататься, умей и саночки возить, т.е. заполнять электронные отчеты).

Есть регионы, где осуществляются проверки непосредственно с выходом проверяющих по адресам граждан, получивших древесину. При этом граждане обязаны обеспечить проведение такой проверки (это прямо прописывается в договоре): показать хозпостройки (если древесина пошла на них), отремонтированную крышу дома и т.п.

В некоторых случаях члены проверяющей комиссии не просто удостоверяются в том, что древесина была использована по назначению, а буквально пересчитывают, сколько кубов дерева было фактически использовано на ту или иную постройку.

Свои аргументы «Гражданская инициатива против экопреступности» изложила в обращении в адрес губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и председателя Законодательного собрания (ЗСК) Юрия Бурлачко. Свою позицию мы изложили более чем подробно, и по, крайне мере, надеемся на то, что будет инициирована экспертная дискуссия по этому вопросу – как минимум, на площадке Общественного экологического совета при губернаторе и в профильных комитетах ЗСК.

Как мы знаем, руководители Кубани очень много говорят о том, что надо рациональнее относится к природным богатствам региона. Пришло время залатать одну из дыр, через которую утекают эти самые ресурсы.

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail