«Эрзи»: особо охраняемая добыча Рамзана Кадырова

02.10.2023

В сентябре 2018 года главы Чечни и Ингушетии подписали соглашение об административной границе – так закончился многолетний территориальный спор между кавказскими республиками, продолжавшийся с момента их размежевания в начале 90-х годов. Документ не затронул населенные пункты, но предусматривал (по официальной версии) «обмен участками необитаемых горно-лесистых территорий». Основным «необитаемым участком» стал горный заповедник «Эрзи», часть которого перешла в административные границы Чечни. Теперь судьба этой федеральной особо охраняемой территории вызывает большие опасения в связи с планами чеченских властей развивать горнолыжные проекты и заготовку древесины. Все это происходит при полном бездействии Минприроды России, которое лишь обещает пересмотреть границы заповедника, но до сих пор даже не навело порядок с уже существующими границами.

Мы попытались разобраться в ситуации с «Эрзи», его текущими границами и возможной судьбой ушедшего под чеченскую юрисдикцию участка: для этого пришлось распутывать почти детективную историю.

Исторические корни чечено-ингушского земельного вопроса

Впервые ингуши и чеченцы получили собственные национально-территориальные образования в 1922-1924 годы, когда в составе РСФСР был учрежден Северо-Кавказский край. В нем тогда были созданы граничащие друг с другом Чеченская и Ингушская автономные области.

В 1929 году к первой была присоединена часть упраздненного Сунжеского округа, в котором проживали как ингуши, так и чеченцы.

15 января 1934 года Чеченская и Ингушская автономная области были объединены в Чечено-Ингушскую автономную область в составе все того же Северо-Кавказского края РСФСР. 5 декабря 1936 года область была преобразована в Чечено-Ингушскую АССР.

Но просуществовало это административно-территориальное образование недолго: 7 марта 1944 года указом президиума Верховного совета СССР республику упразднили, а чеченцев и ингушей практически в полном составе депортировали в Казахстан и Среднюю Азию.

На большей части упраздненной автономии была образована Грозненская область, остальные территории были поделены между Грузинской ССР, Дагестанской и Северо-Осетинской АССР.

В 1956 году начался процесс реабилитации депортированных народов, и 9 января 1957 года Чечено-Ингушская АССР была восстановлена в границах до 1944 года. Исключение составил лишь Пригородный район, оставшийся в составе Северной Осетии (впоследствии именно вокруг Пригородного района разгорелся вооруженный конфликт между осетинами и ингушами, в котором погибло больше 600 человек).


Чечено-Ингушская АССР на административной карте 1970 г. 

С началом перестройки в середине 1980-х годов в Чечено-Ингушетии активизировались националистические и сепаратистские настроения. Лидером сепаратистов, как известно, стал генерал-майор советских ВВС Джохар Дудаев.

В июне 1991 года Дудаев распустил Верховный совет, узурпировал власть и провозгласил так называемую Чеченскую республику Ичкерия. 1 ноября 1991 года он подписал указ о «независимости от России».

Ингушское население не поддержало стремление дудаевцев выйти из состава РСФСР. 30 ноября 1991 года на ингушских территориях прошел референдум: подавляющее большинство жителей проголосовали за образование Ингушской Республики в составе РСФСР.

С этого момента Чечено-Ингушская республика разделилась на Чечню и Ингушетию, но административные границы между республиками установлены не были.

5 февраля 1992 года президент России Борис Ельцин подписал закон «Об образовании Ингушской Республики в составе РФ» (с декабря 1993 года субъект называется Республикой Ингушетия).

Первая попытка провести границу в районах со смешанным чечено-ингушским населением была предпринята в 1993 году. Тогда глава непризнанной Ичкерии Джохар Дудаев и президент Ингушетии Руслан Аушев подписали договор, по которому большая часть Сунженского района, за исключением поселка Серноводск и станицы Ассиновской, оставались в составе Ингушетии. Впоследствии этот документ был признан нелегитимным.

10 марта 2003 года глава администрации Чечни Ахмат Кадыров и президент Ингушетии Мурат Зязиков подписали протокол, по которому в состав Чеченской республики отводилась часть Сунженского района с двумя населенными пунктами (Серноводск и Ассиновская), а остальная часть района оставалась под юрисдикцией Ингушетии.

В декабре 2005 вопрос об официальном установлении административной границы поднял нынешний глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, занимавший тогда должность и. о. председателя правительства региона. Он заявил, что в Чечне «хорошо известно, где проходила граница до объединения субъектов и где она должна проходить после размежевания».

Тогда, впрочем, до конфликта не дошло: регионам удалось договориться, как должна проходить граница между Сунженским районом Ингушетии (административный центр – город Сунжа) и одноименным районом Чечни (административный центр – село Серноводск).

Но уже 2012 году между Чечней и Ингушетией вновь возникли разногласия. Кадыров опять заявил о необходимости пересмотра границ Сунженского района и, забегая впереди паровоза, даже объявил о включении в границы Чечни нескольких ингушских населенных пунктов.

Это вызвало негативную реакцию со стороны ингушских властей и населения, и до заключения договора дело опять не дошло.

Своей кульминации конфликт достиг в 2018 году. 25 августа 2018 года в село Аршты Сунженского района Ингушетии прибыла строительная техника из Чечни в сопровождении нескольких десятков вооруженных силовиков. Под прикрытием росгвардейцев дорожники приступили к расширению старой лесной дороги 1960-х годов – причем сразу же вторглись на территорию заповедника «Эрзи». Строители заявили, что власти Чечни поручили «восстановить дорогу, пострадавшую от боевых действий».



Работы по «ремонту дороги» в заповеднике «Эрзи» 

О незаконных работах в заповеднике и рубке леса в крупных масштабах заявили активисты историко-географического общества «Дзурдзуки», а позднее эти факты подтвердил директор заповедника «Эрзи» Ахмед Мержоев.

Неравноценный обмен

Попытку «восстановления дороги», впрочем, пресекли быстро: уже к 29 августа благодаря вмешательству властей Ингушетии, общественности и старейшин работы были свернуты, техника выведена (хотя по заявлениям ингушской стороны, чеченские дорожники успели внедриться почти на 15 километров вглубь Ингушетии).

Интересно, что федеральные власти совершенно проигнорировали незаконную стройку на территории заповедника, хотя действия нарушителей тянули на целый ряд статьей Уголовного кодекса. Случись такая история в каком-нибудь другом российском регионе, ее исход был бы не столь очевидным для инициаторов подобного беспредела.

Но Рамзану Кадырову и его людям все сошло с рук. Более того, того после описанных событий Кадыров вновь потребовал «уточнить границы». Процесс «уточнения» проходил на фоне беспрецедентных общественных протестов, охвативших Ингушетию


Протесты в Назрани против передачи земель Чечне (источник: dailystorm.ru

26 сентября 2018 года главы Чечни и Ингушетии подписали соглашение об установлении административной границы и территориальном размене между республиками.

Территориальный размен, согласно этому документу (он был утвержден Законом Республики Ингушетия от 04 октября 2018 года №42-РЗ «Об утверждении Соглашения об установлении границы между Республикой Ингушетия и Чеченской Республикой»), сложился отнюдь не в пользу Ингушетии и совсем не соответствовал тому, что обещал глава республики Юнус-Бек Евкуров, утверждавший, что произойдет «равноценный обмен нежилыми территориями, метр в метр».

Фактически же Ингушетия лишилась почти десятой части своей территории, ничего не получив взамен.

Зато для Рамзана Ахматовича «размен территориями» стал кульминацией и главным успехом его административной карьеры.   


Административно-территориальные пертурбации имели природоохранные последствия. Раздел коснулся и особо охраняемых природных территорий (ООПТ), существовавших на тот момент в границах Ингушетии.

По нашим подсчетам, треть территории государственного природного заповедника «Эрзи» (12 тыс. га, 34% от общей площади) в итоге оказалась в Чечне. В вотчину Кадырова ушла и часть федерального природного заказника «Ингушский» (10,3 тыс. га, 12, % от общей площади).


Сам по себе «уход» части федеральных ООПТ в другой регион не является чем-то для них фатальным. В России достаточно много примеров того, когда федеральные особо охраняемые природные территории существуют в границах двух и более субъектов федерации (классический пример – Кавказский заповедник, расположенный на землях Адыгеи, Краснодарского края и Карачаево-Черкесии). Но все такие «трансграничные» ООПТ создавались, как правило, еще в советские годы, и пока не было прецедентов, чтобы их части «мигрировали» бы из одного региона в другой.

Фактически это означает, что ООПТ в таком случае необходимо переучреждать заново: менять положение, уточнять границы, вносить новые данные в кадастр. А в самом регионе, который обзавелся новой особо охраняемой природной территорией высокого ранга, нужно выправлять лесохозяйственные регламенты, изменять территориальное планирование и т.п.

Но почти ничего из этого применительно к заповеднику «Эрзи» сделано не было. Вместо того, чтобы узаконить ушедшие в Чечню участки федеральных ООПТ и обеспечить их охрану, Минприроды России совершало все эти годы довольно странные телодвижения.

Так, еще в сентябре 2018 года Минприроды провело совещание «по вопросу включения земельных участков, расположенных на территории Бамутского участкового лесничества, в границы заповедника «Эрзи».

Согласно попавшему в СМИ протоколу этого мероприятия, министерскому департаменту госполитики в сфере развития ООПТ было поручено «подготовить проект распоряжения правительства РФ, предусматривающий изменение границ заповедника «Эрзи» с учетом прохождения административной границы республик по руслу реки Фортанга, с увеличением площади ООПТ на территории Ингушетии».

За кривой бюрократической формулировкой срывались планы по радикальной перекройке границ заповедника, поскольку река Фортанга находится в глубине заповедника, а никак не на краю переданного Чечне участка. Косвенно эти опасения подтверждает и упомянутый журналистами пункт протокола за номером 2.4, гласящий о необходимости «обеспечить соблюдение режима ООПТ до момента, когда границы заповедника будут изменены».

Проблема в том, что законодательство РФ не допускает изъятие земель заповедников - просто нет такого основания для пересмотра границ и целевого назначения таких земель, как отнесение целиком или полностью к другому субъекту федерации. 

Заповедник без границ

Ситуация с заповедником «Эрзи» и заказником «Ингушский» усугубляется еще и тем, что существуют проблемы и с текущими границами: они до сих пор не внесены в кадастр недвижимости. Существует большая путаница с идентификацией точного прохождения границы «Эрзи».

Частично причины этого кроются в истории этих ООПТ.


Заказник «Ингушский» (Чечено-Ингушский государственный комплексный заказник Главохоты РСФСР) был создан Распоряжением Совета Министров РСФСР 22.01.1971г. на площади 80,7 тыс. га для воспроизводства зубра, тура, кабана, косули, серны, безоарового козла. Кроме того, на территории заказника также охраняются памятники истории и культуры.


Кавказский безоаровый козел (источник: funart.pro

Единственный найденный нами в открытых источниках действующий документ, обосновывающий границы заказника - это постановление о создании заказника «Ингушский» от 1997 года (выпущенной  после выделения Ингушетии из состава ЧИАССР; на схеме заказник обозначен фиолетовым цветом с точечной заливкой).

Что касается заповедника «Эрзи», то с его границами ситуация еще хуже и запутаннее.

Созданию «Эрзи» предшествовала длительная работа общественности, многочисленные научные работы и публикации. Большую роль в появлении заповедника сыграл экс-председатель Госкомэкологии Ингушетии, заслуженный эколог РФ Борис Баркинхоев.

Ученые указывали на необходимость взять под охрану типичные ландшафты северного склона Главного Кавказского хребта, а также целого ряда уникальных реликтовых, эндемичных и исчезающих видов и сообществ растений и животных, геологических и геоморфологических объектов, а также археолого-архитектурных памятников древнейших культур южнорусских степей, Кавказа и Передней Азии.


Заповедник «Эрзи»

С официальным предложением о создании заповедника «Эрзи» Правительство республики обратилось в Правительство РФ еще в 1999 году. Этим же постановлением планировалось создать и охранную зону заповедника площадью 34,9 тыс. га (хотя сам заповедник предлагалось учредить на гораздо меньшей площади - всего 5970 га) в Джейрахском районе (на схеме граница обозначена зеленым цветом).

Ровно на этой площади (5970 гектаров) постановлением Правительства РФ от 21.12.2000г. №992 и был создан заповедник. Но охранная зона (которая должна была расположиться в Джейрахском районе и частично на территории заказника «Ингушский») впоследствии так не была утверждена (на схеме охранная зона обозначена голубой штриховкой).

Таким образом, де-юре режим охранной зоны в указанных на схеме границах не действует.

В 2006 году  постановлением Правительства РИ №196 от 26.12.2006 было принято решение о расширении территории заповедника «Эрзи». Эта инициатива была поддержана на федеральном уровне распоряжением Правительства РФ №1446-р от 3.10.2010 г., где помимо прочего было решено «расширить территорию государственного природного заповедника «Эрзи» за счет отнесения к его территории земель лесного фонда площадью 29322 гектара в Сунженском и Джейрахском районах Республики Ингушетия». Минприроды РФ должно было «обеспечить подготовку проекта акта Правительства РФ о переводе земель не позднее первого полугодия 2012 г.».

Согласно этому документу, заповедник состоит из двух изолированных кластеров (каждый из которых до 2018 года был расположен в Сунженском и Джейрахском районах Ингушетии). В Положении о заповеднике (утв. приказом Минприроды РФ от  27.02.2009 г. №48), имеется картографический материал, по которому можно установить примерное расположение кластеров – по сути это единственные официальные картографические материалы с границами «Эрзи».

В 2010 году проводились работы по установлению границ заповедника. На Публичной кадастровой карте есть сведения о том, что в состав заповедника «Эрзи» входит в ряд участков (см. схему выше), но при этом их расположение лишь частично соответствует описательным границам.

Чтобы нанести на схему более-менее точные границы заповедника «Эрзи», нам пришлось фактически работать сразу с несколькими источниками – опираться на описание границ на сайте заповедника и сравнивать их со схемой из постановления правительства РФ от 2010 года и кадастровыми данными.

Такой бардак с идентификацией границ федеральной ООПТ лишь на руку тем, кто хочет развернуть в «Эрзи» хозяйственную деятельность или вообще оспорить легитимность охранного режима заповедника на территории Чечни – а таких людей очень даже немало, как теперь выясняется.

Нацпарк «Даймохк»: многоходовка для захвата «Эрзи»?

Проблемы с управлением заповедником «Эрзи» начались практически сразу после территориального передела. Администрация заповедника осталась в Магасе, необходимость патрулирования территории и подготовки отчетов для Минприроды России тоже никуда не исчезла.

Но инспектирование «чеченской» части заповедника вскоре приняло весьма своеобразные формы.

Например, в мае 2021 года два инспектора заповедника совершали патрулирование территории и пересекли границу Чечни. Инспекторов сначала задержали на посту ДПС возле Бамута, затем доставили в отдел полиции, где продержали несколько часов. После взятия объяснений сотрудников доставили обратно к месту задержания, где на них напали 15 вооруженных мужчин. Машину сотрудников заповедника расстреляли и сожгли, а самих их избили.

На следующий день на место происшествия отправился замдиректора по охране территории заповедника, но он тоже был задержан и доставлен в Бамутский пост полиции. Через несколько часов мужчину отпустили (в этот раз обошлось без избиения).

Никого из нападавших не нашли и не наказали - позднее даже появились версии, что на госслужащих то ли напали некие боевики, то ли они стали жертвой недоразумения во время режима КТО, когда правоохранители их самих приняли за боевиков.

Известно и о нескольких других инцидентах с насилием и воспрепятствованием работе государственных инспекторов.

Интересно, что после «уточнения границ» республики чеченские власти всерьез планировали развернуть лесное хозяйство в заповеднике «Эрзи», для чего даже создали лесхоз (надеясь, очевидно, на скорый пересмотр границ самого заповедника).

Но этого, к счастью, не случилось. После 2018 года Минприроды России не делало попыток перекроить границы заповедника. Как, впрочем, ничего не делало и для постановки на кадастр существующих границ (о чем мы уже рассказывали выше), хотя еще в 2021 году президент Путин в обращении к Федеральному собранию ставил задачу в течение года уточнить кадастровые границы всех ООПТ федерального значения - в этот список входил и многострадальный заповедник «Эрзи».

Однако ни в 2021, ни в 2022 году эту работу Минприроды РФ так и не завершило.

Когда трюк с перекройкой границ не вышел, чеченские власти, очевидно, решили пойти другим путем. В 2020 году в республике заговорили о создании национального парка «Даймохк» (в переводе с чеченского – родина, отечество) на площади около 20 тыс. га. Где конкретно предлагается создать нацпарк - не уточняется, но по косвенным признакам можно догадаться, что речь идет, в том числе, о землях заповедника «Эрзи» и заказника «Ингушский».

Режимы охраны национальных парков и заповедников существенно отличаются. После законодательных послаблений последних лет в национальных парках стало возможно строительство спортивных объектов (включая горнолыжные трассы), туристических гостиниц, дорог, коммуникаций. В нацпарках можно бесконечно перекраивать зонирование, увеличивать площади хозяйственной и рекреационной зон. 


Рамзан Кадыров намеревается развивать в Чечне горнолыжные курорты (источник: ncrc.ru

Возможно, что инициаторы создания нацпарка «Даймохк» надеются воспользоваться прецедентом, когда четырем российским заповедникам (включая расположенный на Кавказе Тебердинский заповедник) было разрешено преобразоваться в национальные парки.

Но проблема в том, что упомянутый законодательный прецедент касался, во-первых, исчерпывающего перечня заповедников (в нем всего четыре территории), а во-вторых, он касался всей их территории, а не каких-то отдельных частей.

Если гипотетически заповедник «Эрзи» подведут к этой же схеме, то придется переводить в нацпарк весь заповедник: на это потребуется согласие властей Ингушетии, а они уже при обсуждении проекта на заседании рабочей группы при Минприроды РФ высказали отрицательное мнение по этому вопросу.

Впрочем, вопрос с национальным парком «Даймохк» пока остается открытым: чеченские власти, очевидно, сделали ставку именно на этот путь «окончательного решения» вопроса с постановкой под полный контроль полученной от Ингушетии территории.

Как сохранить охраняемые территории?

Вне зависимости от того, как разрешился (или еще будет разрешаться в дальнейшем) территориальный спор Чечни и Ингушетии, представленные в обеих республиках особо охраняемые природные территории не должны быть жертвами волюнтаристских решений региональных властей. А федеральные власти, в свою очередь, не должны безучастно наблюдать за попытками развернуть незаконную хозяйственную деятельность в заповеднике «Эрзи», попытками препятствовать государственной охране заповедника и перекроить его границы.

Но пока приходится констатировать следующее.

1. В настоящее время границы заповедника «Эрзи» и заказника «Ингушский» не внесены в государственный кадастр недвижимости, практически невозможно достоверно определить границы этих территорий на местности. Нет актуальных и непротиворечивых описаний границ заповедника и заказника.

2. Сведения о границах заказника «Ингушский» не обновлялись ни после создания заповедника «Эрзи» в 2000 году, ни в 2009 году при расширении последнего. Имеет место наложение охранных режимов на одну и ту же территорию, что затрудняет обеспечение адекватной охраны заказника. Поэтому необходима корректировка границ заказника, чтобы они не противоречили актуальным границам заповедника.

3. Заповедник «Эрзи» не имеет охранной зоны, так как она не установлена в соответствии с законодательством РФ. Существующая по постановлению Правительства Ингушетии «охранная зона» не включает часть Сунженского района (в том числе и те его части, которые впоследствии отошли Чечне), что делает высокоценные экосистемы заповедника на этом участке особенно уязвимыми, поскольку отсутствует буфер между заповедником и землями, где может вестись хозяйственная деятельность.

4. В связи с переходом участков федеральных ООПТ в Чеченскую Республику необходима корректировка описания их границ в правоустанавливающих документах. Законодательство РФ допускает существование ООПТ федерального значения на территории нескольких субъектов РФ, поэтому режим заказника и заповедника продолжает действовать в любом случае. Однако на практике противоречия в идентификации границ затрудняют охрану природных территорий, способствуют нарушениям их режима.

5. Недопустимо ни в каком виде создание на землях заповедника «Эрзи» национального парка «Джеймохк», поскольку это противоречит федеральному законодательству и грозит необоснованным понижением охранного статуса территорий, входящих ныне в заповедник. После установления границ заповедника и заказника, внесения их в кадастр, необходимо создать в Чечне структурное подразделение, обеспечивающее охрану федеральных ООПТ.

6. Создание национального парка возможно, впрочем, на части заказника «Ингушский», отошедшей Чечне. Это не будет противоречить закону, поскольку речь идет о повышении охранного статуса этих земель. Кроме того, в таких границах нацпарк, наоборот, станет идеальной буферной зоной для заповедника «Эрзи» по образцу того, как Сочинский национальный парк «прикрывает» с южной стороны Кавказский заповедник –  такое соседство идет на пользу обеим территориям. 

Понравился материал? Поддержите нашу работу в области расследовательской экожурналистики. Мы не получаем никакого финансирования от государства, не находимся на содержании у бизнес-структур. Единственный наш источник - добровольные пожертвования. Сделать пожертвование можно через платежный сервис (перевод с карты), переводом в Яндекс-кошелек по номеру счета 4100115501585828 или с помощью сервиса Patreon: https://www.patreon.com/EnviWatcher

Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин, Андрей Филимонов

аналитическая группа "Гражданской инициативы против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail