Дело - труба. Как разлив нефти на Черном море помог бороться с Казахстаном

25.07.2023

Год назад, в августе 2021 года на отгрузочном терминале Каспийского трубопроводного консорциума в районе Новороссийска случилась авария: на выносном устройстве произошел разрыв гидрокомпенсатора, из-за чего в море вылилось почти 400 тонн сырой нефти. Экологический скандал пришелся российским властям как нельзя кстати - понадобился для выяснения отношений с Казахстаном. Компанию обязали выплатить рекордную сумму в порядке компенсации ущерба за загрязнение, но от дальнейших претензий по части безопасности терминала российские власти отказались.

Консорциум как защита от России

Для начала напомним, что такое вообще Каспийский трубопроводный консорциум. Еще в 1990 году при личном участии Михаила Горбачева и первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Нурсултана Назарбаева между советскими властями и американским нефтяным гигантом Сhevron была заключена сделка по разработке открытого еще в 60-е годы нефтяного месторождения Тенгиз в северо-восточном Прикаспии.


Освоение Тенгиза. 1970-е годы (фото: neftianka.ru)



Тенгиз. Авария на скважине №37 (1985 год) 

У самого Советского Союза, который к тому моменту находился в предсмертном состоянии, не было ни денег, ни технологий для таких работ – да и сам он долго не протянул. После обретения Казахстаном независимости, одним из первых вопросов, который встал перед властями молодой республики, стали как раз перспективы проекта на Тенгизе: вывозить оттуда нефть на российские НПЗ, как это было прежде, оказалось бессмысленно с экономической точки зрения – Казахстан хотел получать твердую валюту, торгуя нефтью по мировым ценам.

Но как вывозить на зарубежные рынки добытую в Прикаспии сырую нефть? 

В сущности, никаких особых вариантов, кроме как транспортировать эту нефть к Черному морю - ближайшим к Казахстану морским портам - не было. Поэтому в начале 90-х со стороны топ-менеджмента копании Сhevron прозвучал фактически ультиматум: или Казахстан добивается строительства отгрузочного терминала на Черном море, или рентабельность проекта будет нулевой, как и целесообразность дальнейших инвестиций.


Подписание соглашения с компанией Сhevron, апрель 1993 года (фото: cpc.ru)

Власти Казахстана были с этим согласны, хотя, впрочем, опасались попасть в зависимость от России. Поэтому настояли на том, чтобы для реализации проекта трубы «от моря до моря» был создан международный консорциум.  

Первым зарубежным участником проекта стал Оман, с которым Казахстан подписал соглашение еще в июле 1992 года. Месяцем позже к проекту официально присоединилась Россия, а в декабре 1996 г. в проект вошли восемь частных акционеров, представляющих интересы крупнейших мировых добывающих компаний из семи стран.

В 1999 году - одновременно в начальной и конечной точках будущей трубы – начались строительные работы. Торжественная закладка первого камня терминала в Южной Озереевке под Новороссийском состоялась 12 мая 1999 года.

Стройка велась в таком ударном темпе, что уже в марте 2001 года в Казахстане началось заполнение трубопровода нефтью Тенгизского месторождения, а 13 октября того же года КТК осуществил загрузку первого танкера на своем терминале в Южной Озереевке.

Протяженность трубы составила полторы тысячи километров, ее проложили по 4 российским регионам.

На проектную мощность - 28 миллионов тонн нефти в год - консорциум вышел в середине 2004 года.

В декабре 2009 года стартовал Проект расширения пропускной способности магистрального трубопровода КТК. Он был завершен в 2018 году, и сегодня пропускная способность нефтепровода была увеличена до 67 миллионов тонн нефти в год.

В мае 2019 года КТК объявил так называемую Программу устранения узких мест (ПУУМ). По ее завершении в 2023 году пропускная способность нефтепровода КТК должна быть увеличена до 80 миллионов тонн нефти в год – то есть втрое выше, чем в начале 2000-х.

К слову, в наши дни через трубопровод КТК поступает нефть не только с месторождения Тенгиз, но также с месторождений Кашаган и Карачаганак: в сумме это более 80 процентов всей экспортируемой Казахстаном нефти.


Надо сказать, что через трубу к Черному морю идет также и российская нефть: часть добываемой в Казахстане нефти Россия отбирает для своих приволжских НПЗ (так уж сложилась система трубопроводов в советское время), а по схеме замещения в трубу КТК отгружается нефть, добываемая на кубанских нефтепромыслах – это происходит на нефтеперекачивающей станции «Кропоткинская».

По сути, на выходе из трубы получается коктейль из разных сортов нефти, который так и называется – «Смесь КТК», она же CPC Blend.

Трубное преступление и наказание

Проект по прокладке такого мощного трубопровода не обошелся без конфликтов и скандалов. В конце 90-х годов в Новороссийске развернулась общественная кампания против строительства нефтяного терминала на Черном море.  

Дело в том, что российские власти решили вывести трубу не в сам город Новороссийск, где у той же Транснефти – как мы помним, основного акционера КТК – уже есть нефтеналивные мощности, а за его пределы - в курортный поселок Южная Озереевка.

Зачем это было сделано - совершенно непонятно. Выбранное место было крайне неподходящим для перевалки нефти: это открытая акватория, где нет естественной гавани, а из-за особенностей рельефа дна, танкеры не могут подходить близко к берегу. Из-за всего этого нефтеналивные сооружения пришлось вынести за несколько километров – они представляют собой огромные поплавки, к которым подведены проложенные по морскому дну трубы.

Изначально было понятно, что подобная технология крайне опасна для моря. При аварии здесь просто невозможно быстро развернуть боновые заграждения, как это, например, можно сделать в Цемесской бухте.


Выносное устройство, с помощью которого ведется загрузка танкеров

На берегу тоже было не все гладко. Парк резервуаров и прочие объекты пришлось разместить на лесных землях, ради чего Правительство РФ (только оно было правомочно тогда решать такие вопросы) в 1999 году приняло постановление о переводе из лесных земель в нелесные более чем 300 гектаров лесов первой группы.

Была только одна «мелочь», на которую решили не обращать внимания: по тогдашнему законодательству приниматься такие решения могли только после положительного заключения экологической экспертизы федерального уровня, которой в том случае проведено не было.

Интересно, что в те годы Верховный суд РФ буквально пачками выносил решения по отмене других подобных распоряжений правительства РФ, но земель под объекты КТК это почему-то никак не коснулось.

Да и местные власти в лице «красного» губернатора-популиста Николая Кондратенко, который в открытую оппонировал президенту Ельцину и принимал постановления, например, о запрете передачи кубанской земли иностранцам - как будто проглотили язык.

На месте строительства пришлось рубить краснокнижные можжевельники и фисташки. Срубленные деревья поначалу вывозили с площадки и закапывали, но потом даже стали раздавать местным жителям на дрова. Все это происходило, естественно, при полном молчании контролирующих органов.

Все годы после запуска прокачки жители Южной Озреевки жаловались на запахи нефтепродуктов. Иногда характерные запахи ощущались даже на окраине Новороссийска.


Но Управление Роспотребнадзора обычно отвечало, что все показатели в норме. И чаще всего эти «нормальные показатели» выявлялись в рамках «тайных проверок», когда роспотребнадзоровцы никого не оповещали о том, что выезжают на отборы проб воздуха - даже самих граждан, которые жаловались.

Если поискать в базе Арбитражного суда Краснодарского края, за что вообще в последние годы наказывали Каспийский трубопроводный консорциум, то просто разбирает смех.

Например, в 2020 году Росприроднадзор вынес предписание организовать на терминале ливневую канализацию и очистные сооружения для дождевых вод. Мол, на причале не обустроена канава. Но при этом никаких штрафов и компенсаций за загрязнение моря компании не предъявили и ограничились предписанием – но даже его компания пошла обжаловать.

И вот наступает август 2021 года. Российские власти еще не догадываются, какой счастливый билет им тогда выпал. 7 августа во время закачки нефти на греческий нефтяной танкер Minerva Symphony в шести километрах от берега произошел аварийный разлив.

Греческая судоходная компания тут же заявила о своей непричастности к инциденту, и генеральному директору российского филиала КТК Николаю Горбаню осталось только признаться, что причиной аварии стал «заводской брак гидрокомпенсатора выносного устройства».

По подсчетам самого Каспийского трубопроводного консорциума, было загрязнено порядка 200 кв. м акватории Черного моря, а объем разлитой нефти составил порядка 12 кубометров.

Росприроднадзор с такой оценкой не согласился и сослался на данные Института океанологии РАН, из которых следовало, что нефть разлилась на 80 квадратных километрах – это в 400 раз больше, чем насчитала компания.

Дело в том, что объем попавшей в окружающую среду нефти напрямую влияет на размер компенсации, которую придется выплатить за ущерб окружающей среде. По расчетам КТК выходило, что ущерб составляет 350 млн. рублей, а Росприроднадзор настаивал на 4,5 млрд. рублей.

Следственный комитет тут же переквалифицировал уголовное дело о загрязнении морской среды на более тяжкий состав: загрязнение морской среды, причинившее существенный вред водным биологическим ресурсам.

До января этого года стороны вели вялые переговоры. КТК даже пытался апеллировать к экспертному сообществу: просил перепроверить собственные расчеты.

Но в январе российские власти прекратили консультации, а 25 февраля Росприроднадзор подал иск в Арбитражный суд Краснодарского края: сумма насчитанной к тому моменту компенсации уже выросла до 5,3 млрд рублей.

Ровно только компании и присудили в конце апреля. Позицию государства в суде приезжала поддержать сама глава Росприроднадзора - Светлана Родионова.

Реакция на казахский «майдан»

Что же такое произошло, что компания, которой до этого давали зеленый свет и закрывали глаза на все нарушения и жалобы жителей Южной Озереевки, вдруг впала в немилость?

Случился январский казахский «майдан», когда в результате народных волнений и верхушечного переворота клан Назарбаевых был отлучен от экономических и политических рычагов.

Президент Касым-Жомарт Токаев поначалу обратился за иностранной военной помощью в лице ОДКБ, опасаясь разгула уличных акций, но очень быстро передумал и уже через пять дней после ввода войск сопредельных государств (прежде всего, России), попросил завершить миссию.

Никаких преференций за свою помощь Токаеву Россия не получила. Казахстан по-прежнему заявлял о политике баланса интересов в отношениях с зарубежными партнерами и России не отводилось в этой схеме какой-то эксклюзивной роли.

И, по удивительному стечению обстоятельств, российские власти в этот момент вдруг решают показательно наказать трубу, от которой зависит вся экономика Казахстана.

Начисленную сумму КТК выплатил в конце июня, но к тому времени случилась новая политическая неприятность: президент Токаев, единственный статусный иностранный гость на Петербургском экономическим форуме, вдруг там же заявил, что Казахстан не будет признавать «квазигосударственные территории Донецка и Луганска».


А в начале июля Минфин Казахстана опубликовал для общественного обсуждения проект приказа, запрещающего поставку в Россию и Белоруссию товаров, которые попали под западные санкции.

Все эти события играют для Кремля роль красной тряпки: в июне прокачку нефти приостанавливают из-за того, что в акватории возле Южной Озереевки якобы нашли старую мину времен Великой Отечественной войны, а 5 июля Приморский районный суд Новороссийска вообще приостановил на 30 суток деятельность терминала на том основании, что Ространснадзор выявил нарушения в планах по ликвидации аварийных разливов нефти.

Теперь уже речь шла о том, что Казахстан мог вообще лишиться на какое-то время возможности экспортировать большую часть своей нефти.

Начинаются закулисные переговоры. И вот проект «санкционного» приказа вдруг исчезает с сайта казахского Минфина.



Страница, на котором был размещен проект  «санкционного» приказа

И следом – о чудо! – Краснодарский краевой суд вдруг отменяет приостановку и заменяет ее на символический штраф в 200 тыс. рублей. Устранила ли компания в итоге недочеты в планах по ликвидации разливов – история умалчивает. А про задыхающихся в парах нефтепродуктов и сероводорода жителей прибрежного поселка даже и не вспомнили. 
Кстати, а из чьих карманов была выплачена та самая компенсация в 5,3 млрд. рублей? 

Здесь полезно посмотреть на структуру собственников трубы. Вот так выглядит структура акционеров КТК на сегодняшний день: 



Как видно, основным акционером трубы является Россия. Через госкомпанию «Транснефть» она владеет 24% акций, а также контролирует долю в 7%, закрепленную за компанией «КТК Компани». Еще 12 % акций принадлежат «дочке» «Лукойла» и еще около 7% - совместной «дочке» «Роснефти» и Shell.

Таким образом, напрямую и косвенно – через государственные и частные компании - Россия контролирует половину консорциума.

Соответственно, большая часть штрафа на нашу страну и легла. Точнее, на ее граждан-автовладельцев, вынужденных заправляться на заправках «Лукойла» и «Роснефти».

Отличная борьба с природоохранными нарушениями: сами нагадили, сами себя высекли, сами себя простили. Главное, что добились нужного внешнеполитического эффекта и создали проблемы Казахстану.

А что с другими разливами?

Но может быть, вся эта политическая возня поможет усилить борьбу с нефтеразливами на Черном море? Может, за такие преступления наконец-то начнут давать сроки и финансовые санкции?  Может, хотя бы к проблеме будет привлечено общественное внимание?

Но как-то практика этого не подтверждает. Давайте вспомним, что, например, в 2007 году в Керченском проливе случилась страшная катастрофа: из-за шторма разломился и затонул плоскодонный танкер «Волгонефть-139». В море тогда вылилось больше 2,5 тыс. тонн мазута – уж тогда общественного внимания было хоть отбавляй. 


После катастрофы 2007 года нефтяную эмульсию больше полугода выбрасывало на берег

Кого и на сколько тогда наказали? Никого и ни на сколько. Бремя расходов на ликвидацию последствий аварии легло на государство. 

Да и уже в бытность госпожи Родионовой, которая так отважно в суде требовала наказать КТК, на Черноморском побережье случилось несколько крупных инцидентов, связанных с попаданием нефтепродуктов в морскую акваторию.

Так в мае прошлого года под Туапсе в море обнаружилось нефтяное пятно площадью более 1 млн. кв. километров. Чуть меньший разлив в декабре того же года обнаружили под Геленджиком.

По этим инцидентам не только никого не наказали, но даже не установили причины появления нефти на поверхности моря – видимо, для этого не нашлось политического повода.


Понравился материал? Возьмите его в свои соцсети. А еще  - поддержите нашу работу в области экожурналистики. Мы не получаем никакого финансирования от государства, не находимся на содержании у бизнес-структур. Единственный наш источник - добровольные пожертвования. Сделать донат можно через платежный сервис  на нашем сайте или через ЮMoney (бывший Яндекс-кошелек): https://yoomoney.ru/to/4100115501585828 (перевод можно сделать, как со своего кошелька, так и с банковской карты).

Дмитрий Шевченко,

исполнительный директор АНО "Гражданская инициатива против экопреступности"

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail