Автомотобесие на склонах, или хоть трава не расти

27.04.2024

Есть одна проблема в сфере рекреации на юге России, о которой мало говорят, хотя она давно перезрела. Речь о катании и гонках мотоциклистов, квадроциклистов и любителей бездорожья по природным территориям и, соответственно, вызванное этим уничтожение растительных сообществ, эрозия и деградация почв.

С появлением массовых продаж внедорожной и спортивной авто- и мототехники, пеший туризм стал терять популярность в пользу посещения природных уголков без физических усилий и больших затрат времени. Любителям погонять по горным лугам и лесам, совершенно наплевать на то, что остаётся под колесами: сколько цветущих лугов было перемешано с землей, сколько замято и вырвано цветов и трав (включая многочисленные краснокнижные виды), сколько горных склонов превращено в грязное месиво, размываемое дождями и уносимое потоками воды вниз.

Ведь главное - продемонстрировать свою крутизну, покорив очередной маршрут. А то, что после таких эффектных и впечатляющих «прогазовок» на склонах, вниз летят ошметки травяной дернины или лесной подстилки – на это крутым автогонщикам плевать с высокой горы.

Проблема еще в том, что у любителей горного авто- и мотоспорта есть свои культовые места – там нагрузки на природные экосистемы от «спортивной» активности просто запредельные. Это, в частности, хребет Герпегем в Мостовском районе, хребет Маркотх в районе Новороссийска и Геленджика, хребет Унакоз в Майкопском районе Адыгеи, хребты Ачишхо и Аибга в Сочинском национальном парке, практически все горы-лакколиты в регионе Кавминвод и многие другие локации.

Эгоистичные любители быстрой езды гоняют также по землям сельхозназначения, по сенокосам и пастбищам, уничтожая травянистый покров и плодородный слой - т.е. совершая административно наказуемое деяние по статье 8.6 КоАП РФ. Собственники и арендаторы сельхозугодий просто не могут противостоять самовольной езде по их угодьям – притом, что ответственность за порчу земель возлагается, как правило, на землепользователя, а не на придурка на квадроцикле, решившего после возлияний и шашлыков покататься по цветущим лугам.

Разумеется, всё это следствие низкой экологической культуры и общей безответственности российского обывателя.

По-хорошему, в каждом регионе необходимо свое законодательство, запрещающее езду по природным территориям и землям сельхозназначения вне существующей сети грунтовых дорог. С соответствующей системой штрафов и контроля.

Можно, например, использовать дроны и фотоловушки. Также эффективным было бы «шипование» самодеятельных гоночных трасс с выставлением предупреждающих табличек. Прочитал, не внял? Ну, твои проблемы. Пробьет такой любитель «вольной» езды пару раз колеса с последующей эвакуацией транспортного средства на своем горбу или с чьей-то помощью за деньги - и даже штрафовать не надо. Сам в другой раз сюда не полезет.

На фото - примеры многочисленных самодеятельных гоночных спусков на одном из склонов хребта Герпегем в Мостовском районе. Приглашаю к дискуссии.

Денис Матвеев,

экоактивист, ботаник-любитель

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail