Через нацпарк, в обход поляны: как пройдет дорога на Дагомыс

24.07.2023

Прояснился вопрос с маршрутом дороги, которую тянут к горной даче Владимира Путина в урочище Лунная поляна, чтобы обеспечить к ней наземный доступ: трассу решили пустить в обход Кавказского заповедника и самой Лунной поляны. Это решает проблему с ЮНЕСКО и объектом Всемирного природного наследия «Западный Кавказ», но сулит огромным экологическим ущербом Сочинскому национальному парку.

Пошли по этапам

Год назад мы рассказали, как в Краснодарском крае и Адыгее в режиме секретной операции строят дорогу к неофициальной резиденции Владимира Путина в урочище Лунная поляна, на западном склоне горы Фишт. Этот объект (роскошные апартаменты, лыжная трасса, подъемник и пр., официально именуемые «научным центром»), больше 15 лет строят на деньги госкомпании «Роснефть», не имеет наземного подъездного пути: все стройматериалы, конструкции, техника и рабочая сила доставляются вертолетами.

Самого Путина сюда тоже привозят на вертолете (обычно это случается во время его зимнего отдыха в сочинской резиденции «Бочаров ручей»), и эта ситуация, как говорят, очень не нравится Федеральной службе охраны: не дай бог с первым лицом что-то произойдет во время вертолетных вояжей в небезопасных горных условиях.

Дорогу к «научному центру» пытались построить еще во второй половине 2000-х годов, и уже успели проложить гравийку почти до самого Фиштинского (Пшехского) водопада, как в игру включился Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО, пригрозивший внести объект «Западный Кавказ» в список «Наследие под угрозой!», если по его территории будет проложена дорога.

Такой скандал в период подготовки к Олимпийским играм в Сочи российским властям был ни к чему, и в 2008 году стройку заморозили (финальный участок дороги даже потом успел разрушиться).


Так в 2013 году выглядел финальный участок остановленной в 2008 году дороги к Лунной поляне

Но Олимпиада прошла, а мнение международного сообщества и собственный имидж стали для Владимира Путина вопросами куда менее значимыми, чем во время первых президентских сроков.  

И вот ровно через 10 лет после того, как было остановлено строительство, в 2018 году появились четыре тендера на проектирование различных этапов проекта «Автомобильная дорога с. Черниговское - пос. Дагомыс в Апшеронском районе». Заказчиком строительства дороги выступило Министерство транспорта и дорожного строительства Краснодарского края.

Согласно описанию из конкурсной документации, трасса первого этапа должна пройти по существующей лесной дороге Черниговское - Отдалённый до границы с Адыгеей (ровно этот участок и был построен в конце 2000-х годов).

Второй этап планируемой дороги начинается от Апшеронского водозабора, в долине реки Серебрячка, после чего снова следует до пересечения с границей Адыгеи.

Третий этап проекта – ответвление от «основной» дороги (на Лунную поляну) к поселку Отдаленный. Этот участок трассы проложат по существующей лесной дороге Черниговское-Отдаленный.

Проект намеренно разбили на части («этапы»), чтобы не вызывать общественного резонанса и повышенного интереса к мегастройке. И теперь понятно, почему: в пределах Краснодарского края дорогу прокладывают (точнее, пока реконструируют и расширяют существующую гравийку) в границах заказника «Черногорье», режим которого не разрешает проведение сплошной рубки деревьев, а также земляные и буровые работы. Еще одна проблема в том, что дорога проходит в зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения Апшеронского района в долине р. Серебрячка.

Учитывая эти обстоятельства, проект дороги не должен был получить положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). Но он его получил. А общественная экологическая экспертиза того же проекта была благополучно сорвана силами кубанского Минприроды.




Так в настоящее время выглядит «третий этап» дороги к пос. Отдаленному (источник: pnl.livejournal.com)

В Адыгее власти повели себя еще более вызывающе: здесь вообще не стали проводить никакую ГЭЭ и назвали строительство дороги на участке от Фиштинского водопада до Лунной поляны (она была проложена по территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», в квартале №48 Цицинского участкового лесничества) «прокладкой противопожарной лесохозяйственной дороги».

Всемирное наследие обойдут, но ущерба будет больше

С участком дороги до Лунной поляны ситуация понятна. Но по какому маршруту должен был пройти участок далее в сторону Сочи (ведь именно это направление и нужно главному обитателю «научного центра»), было не конца понятно.

Год назад мы предположили, что дорога пойдет непосредственно через урочище Лунная поляна, Черкесский перевал, кордон Бабук-аул и состыкуется с уже существующей дорогой в долине реки Шахе, которую в еще 2013 году пытались расширить с тем, чтобы превратить в двухполосное шоссе - якобы ради доступа к метеостанции в районе горы Фишт.

Но недавно в наше распоряжение попал ответ на запрос кубанского активиста Сергея Строгонова в Министерство транспорта Краснодарского края. В документе описывается вариант маршрута, который, судя по всему, рассматривается в администрации Краснодарского края в качестве основного.

Замминистра транспорта Александр Писаренко пишет в своем ответе, что единственный вариант обойти Кавказский заповедник по пути в Дагомыс – это повести дорогу из села Черниговского через поселок Отдаленный и Грачевский перевал с выходом в долину р. Шахе между селами Харциз 1-й и Харциз 2-й.




Общая протяженность описанного маршрута - 115 километров (от с. Черниговское до смычки с существующей дорогой Дагомыс - Солохаул), причем, как говорится в письме, придется построить два тоннеля: под перевалом Звезда (600 метров) и под горой Щель (800 метров), а также возвести мост через реку Шахе длиной более 400 метров.


Во сколько обойдется строительство и обслуживание подобной, не имеющей аналогов в Краснодарском крае горной дороги, сложно себе представить: не исключено, что она станет одной из самых дорогих автомобильных дорог в России в расчете стоимости прокладки 1 километра. Пока пальму первенства удерживает дорога Адлер-Красная Поляна, проложенная в рамках подготовки к сочинской Олимпиаде, по руслу реки Мзымты: на нее было потрачено в общей сложности около 280 млрд. рублей.

Но если сочинская дорога имеет протяженность чуть более 40 километров, и строилась она при наличии развитой инфраструктуры вокруг - подъездных путей к месту строительства и т.п., то бить коридор дороги от пос. Отделенного (где заканчивается какая-либо транспортная инфраструктура в принципе) придется по совершенно необжитой местности.

На стоимости проекта, безусловно, скажутся и климатические и геологические условия территории, где выпадает больше 1000-1500 мм осадков в год, а зимой наваливает 3-5-метровые сугробы. Потребуются многомиллиардные затраты на одни только противолавинные, противоэрозионные сооружения.

Когда, например, в 2013 году обустраивали дорогу в долине Шахе, то прошедшая в тот же год на участке между Солохаулом и Бабук-Аулом серия паводков легко смыла километры щебеночных насыпей и габионов.



Последствия паводка на реке Шахе (октябрь 2013 г., источник: vk.com/ewnc_org)

Однако самая главная проблема с «альтернативной» дорогой к Черному морю лежит не в инженерной и финансовой плоскости. Действительно, описанный в письме кубанского Минтранса маршрут позволяет солидным крюком обойти территорию Кавказского заповедника и объект «Западный Кавказ» и не создавать тем самым дополнительной напряженности в отношениях с Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО  - и без того довольно напряженных из-за планов строить на плато Лагонаки горнолыжный курорт.

Но проблема в том, что предлагаемый вариант затрагивает территорию Сочинского национального парка: по нашим расчетам, по этой особо охраняемой территории должно пролечь не менее 44 километров предлагаемого участка. И на самом деле, этот вариант даже хуже с точки зрения нанесения физического ущерба территории.  

Большая часть трассы по заповедной и рекреационной зоне нацпарка - а это прямо запрещено режимом охраны этой территории. В действующем Положении о Сочинском национальном парке прописан полный запрет любой хозяйственной деятельности, кроме научно-исследовательской, лесоустроительной, биотехнической и экомониторинговой (к тому же не допускается уменьшение площади заповедной зоны).

Даже если к моменту начала реализации проекта будет изменено законодательство об особо охраняемых природных территориях, ослаблен режим Сочинского нацпарка и в очередной раз изменено зонирование (таких изменений за последние 20 лет парк претерпевал уже несколько), это никак не уменьшит экологические угрозы, связанные с рубками огромного количества леса на горных склонах, земляными и горнопроходческими работами, разрушением естественных водотоков.

В сущности, речь идет о том, что наиболее ценные и нетронутые участки национального парка с девственным лесом могут быть разрезаны коридором шириной 50-100 метров: это нарушит сезонные миграционные пути крупных млекопитающих и создаст для животных серьезный фактор беспокойства.

Сама дорога при этом станет ключом к освоению и застройке прилегающих территорий (АЗС, стоянки, объекты торговли и капитального строительства и т.п.) – и все это станет возможным лишь потому, что для VIP-объекта на Лунной поляне вдруг потребовался наземный доступ со стороны Сочи.

Нынешний вариант очень даже удобен и благовиден: трассу можно строить вроде как для общественных нужд, под демагогию о решении проблемы транспортной доступности Черноморского побережья, а к «научному центру» просто протянуть тупиковое ответвление (см. схему) – закрытое от посторонних глаз шлагбаумом и тщательно охраняемое.

Единственное, что с реализацией этих планов слишком спешить не будут: к 2024 году только предполагается завершить работы по третьему этапу дороги до пос. Отдаленный.  К этому времени, как мы понимаем, постараются решить «бюрократические» вопросы с зонированием и режимом национального парка, чтобы у скандального проекта хотя бы внешне был «законный» вид.

Понравился материал? Поддержите нашу работу в области экожурналистики. Мы не получаем никакого финансирования от государства, не находимся на содержании у бизнес-структур. Единственный наш источник - добровольные пожертвования. Сделать донат можно через платежный сервис  на нашем сайте или через ЮMoney (бывший Яндекс-кошелек): https://yoomoney.ru/to/4100115501585828 (перевод можно сделать, как со своего кошелька, так и с банковской карты).

Фото на обложке взято с pnl.livejournal.com, автор Павел Мудров

Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин,

аналитическая группа «Гражданской инициативы против экпреступности»

материалы по теме



Для того, что бы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.

Рассылка

Не пропускайте наши новые материалы, подпишитесь на рассылку

Хотели бы нам помочь?

имя

фамилия

телефон

e-mail